Cмотреть прямой эфир Сейчас в эфире:
  • 23:05
  • -18°
  • доллар 76,69
  • евро 86,90

Расскажите всем, что случилось

Пожалуйста, указывайте дату, время и место события, излагайте объективные факты. Вы можете приложить к тексту видео, фотографию или документ. Если вы хотите прислать чужое видео или фото — не забудьте указать ссылку на источник. Мы будем признательны, если вы укажете достоверную контактную информацию, чтобы мы могли связаться с вами и уточнить детали.

Приложите файл

Отправляя этот материал, вы соглашаетесь на передачу всех интеллектуальных прав согласно условиям.

Эрмитаж. Говорим и показываем: шедевры русского офорта

43
Поделиться:

В гостях у программы «Утро в Петербурге» Галина Миролюбова, куратор выставки, ведущий сотрудник Отдела истории русской культуры, кандидат искусствоведения и Юлия Шаровская, куратор выставки, заведующая сектором изобразительного искусства Отдела истории русской культуры.

Тимофей Зудин,ведущий:
Эрмитаж. Говорим и показываем. Тема сегодняшнего выпуска – искусство русского офорта второй половины XIX - начала XX века. Именно так называется новая уникальная экспозиция Государственного Эрмитажа. Замечательный мастер офорта Валентин Серов справедливо признавал это искусство как нечто схожее с гравюрой, но в тысячу раз живописнее, художественнее.
Ксения Бобрикова,ведущая:
Офорт – особый вид гравировального искусства. В чём его особенность? Почему он так любим во всём мире?
Юлия Шаровская,куратор выставки, заведующая сектором изобразительного искусства Отдела истории русской культуры:
Офортом называют особую технику гравировального искусства, которая исполнялась специальной иглой по грунту, предварительно нанесённому на металлическую доску, до проявления металла. После этого опускалась в специальную ванночку для воздействия кислотой для проявления углублённого изображения. Потом доска вынималась из ванночки, тщательно приводилась в порядок, промывалась и наносилась краска.
Тимофей Зудин,ведущий:
А в чём отличие от гравюры?
Юлия Шаровская,куратор выставки, заведующая сектором изобразительного искусства Отдела истории русской культуры:
Художник рисовал по грунту офортной иглой. Это было сделать проще и легче, чем резцом рисовать по самой медной доске. То есть гораздо более лёгкая воздушная техника.
Тимофей Зудин,ведущий:
Левитан говорил про офорт, какая прелесть, это выше живописи. А ведь это чёрно-белые картины, монохромная техника.
Галина Миролюбова,куратор выставки, ведущий сотрудник Отдела истории русской культуры, кандидат искусствоведения:
В основе действительно монохромная техника, она работает на контрасте чёрного и белого. Но тем не менее художники – офортисты со временем добивались большей художественной выразительности и ценности своего произведения. Они выработали несколько сопутствующих манер этой техники. Признанной манерой, к которой часто обращались мастера, считается акватинта, которая давала возможность придать изображению такую лёгкость и едва заметную красочность, как будто это работа свободной акварелью. То есть уже прибавлялся элемент живописности. Ещё есть карандашная манера. Она давала возможность придать рисунку оттенок, как будто мастер работал мягким и несколько расплывчатым итальянским карандашом. Техника лавис создавала впечатление работы кистью и тушью. Офорт – техника многогранная и действительно в результате живописная. Левитан не много работал в технике офорта, но он сразу же как художник-живописец оценил её.
Ксения Бобрикова,ведущая:
На выставке представлено более 200 работ. Почему расцвет именно русского офорта пришёлся на середину XIX- начало XX века, хотя в Европе техника появилась ещё в XVI веке?
Юлия Шаровская,куратор выставки, заведующая сектором изобразительного искусства Отдела истории русской культуры:
У нас долгое время офорт выполнял роль дополнения к резцовой гравюре, когда нужно было её чем-то украсить и немножко оживить. В 20-е годы XIX века заинтересовались техникой офорта благодаря её воздушности, лёгкости. Начинающие гравёры пробовали себя в офорте и находили возможность продолжать в нём работать, потому что эта техника привлекала большими возможностями.
Тимофей Зудин,ведущий:
А такие художники, как Шишкин, Репин, Серов, чьи работы тоже представлены на экспозиции, как-то по-новому раскрылись в этой технике?
Галина Миролюбова,куратор выставки, ведущий сотрудник Отдела истории русской культуры, кандидат искусствоведения:
Конечно. У всех маломальски значимых художников, а тем более у таких великих, много времени уделяется рисунку, который долго выполнял подсобную работу в виде эскизного наброска. К середине XIX века оригинальный рисунок выходит на первый план, приобретает самостоятельное ценное звучание. Офорт следует оригинальному рисунку и даёт новые возможности, отличающие его от оригинала. Поэтому мастера-живописцы брали в руки офортную иглу, оставив нам замечательные образцы этого искусства. Они уже умели работать не только на основе линейной штриховки, но использовали и новые манеры, добавляющие живописности. Придавали своим офортным работам такое особое, тональное, элитарное звучание.
Тимофей Зудин,ведущий:
На выставке представлены и инструменты техники офорта, и даже станок?
Юлия Шаровская,куратор выставки, заведующая сектором изобразительного искусства Отдела истории русской культуры:
Благодаря нашему другу Олегу Юрьевичу Яхнину на нашей выставке появились эти экспонаты – инструменты из его коллекции, которыми он сам пользуется, а также его офортные доски.
Тимофей Зудин,ведущий:
Сколько времени занимает работа над офортом?
Юлия Шаровская,куратор выставки, заведующая сектором изобразительного искусства Отдела истории русской культуры:
Нужно подготовить доску, накатать на неё грунт, прокоптить его, потом сесть за световой столик и спокойно сделать рисунок.
Тимофей Зудин,ведущий:
Выставка будет представлена в Эрмитаже до 25 июля.

Утро в Петербурге 17 июня

Мультфильм от Pixar «Лука», комедийный боевик «Телохранитель жены киллера» и драма «Человек, который продал свою кожу» - кинопремьеры недели

Мультфильм от Pixar «Лука», комедийный боевик «Телохранитель жены киллера» и драма «Человек, который продал свою кожу» - кинопремьеры недели

Бумаге нужно отдыхать: как реставрировали офорты из коллекции Эрмитажа

Бумаге нужно отдыхать: как реставрировали офорты из коллекции Эрмитажа

Цифровой детокс нужно начинать с нескольких часов: почему кнопочные телефоны вытесняют смартфоны

Цифровой детокс нужно начинать с нескольких часов: почему кнопочные телефоны вытесняют смартфоны

Болеют все! Отечественные звёзды не стесняются эмоций в поддержке сборной России по футболу

Болеют все! Отечественные звёзды не стесняются эмоций в поддержке сборной России по футболу

Эрмитаж. Говорим и показываем: шедевры русского офорта

Эрмитаж. Говорим и показываем: шедевры русского офорта

COVID POSITIVE : пособие по борьбе с коронавирусом от врача, блогера и будущего политика

COVID POSITIVE : пособие по борьбе с коронавирусом от врача, блогера и будущего политика

Кайко — новый петербуржец: посетители зоопарка выбрали имя детёнышу макаки

Кайко — новый петербуржец: посетители зоопарка выбрали имя детёнышу макаки

Лужайка и хороший wi-fi: обустраиваем летний офис на свежем воздухе

Лужайка и хороший wi-fi: обустраиваем летний офис на свежем воздухе

Собираемся в поход: простые, но дельные советы по выживанию в дикой природе

Собираемся в поход: простые, но дельные советы по выживанию в дикой природе

Новые «поселенцы»: фолк-джаз-группа Settlers выпустила сингл «Лён» из будущего альбома «У заветного столба»

Новые «поселенцы»: фолк-джаз-группа Settlers выпустила сингл «Лён» из будущего альбома «У заветного столба»

Холодная вода, кондиционер или мороженое: что на самом деле поможет легче перенести жару

Холодная вода, кондиционер или мороженое: что на самом деле поможет легче перенести жару

Измельчаем, строгаем, кромсаем: как быстро и безопасно нарезать овощи и фрукты

Измельчаем, строгаем, кромсаем: как быстро и безопасно нарезать овощи и фрукты

О спорте, песнях и моноспектаклях на бегу с Алёной Биккуловой

О спорте, песнях и моноспектаклях на бегу с Алёной Биккуловой

Выйти из криптобиоза: проснувшиеся через 24 000 лет бделлоидные коловратки бросились размножаться

Выйти из криптобиоза: проснувшиеся через 24 000 лет бделлоидные коловратки бросились размножаться

65 лет творческой деятельности композитора и пианиста Анатолия Кальварского

65 лет творческой деятельности композитора и пианиста Анатолия Кальварского

«Серебряное ожерелье России»: бусины регионов Северо-Запада у стен Петропавловской крепости

«Серебряное ожерелье России»: бусины регионов Северо-Запада у стен Петропавловской крепости

Реклама

Обсуждение