В гостях у программы «Утро в Петербурге» Наталья Некрасова, куратор выставки «Православные церковные облачения XVII – начала XX века в собрании Эрмитажа».

Тимофей Зудин,ведущий:
К 80-летию отдела русской культуры Государственного Эрмитажа в мае этого года состоялось открытие выставки «Православные церковные облачения XVII — начала XX века в собрании Эрмитажа». Экспозиция представлена в новом зале музея, открытом после реставрации в Малой церкви Зимнего дворца.
Ксения Бобрикова,ведущая:
Как собирались эти церковные облачения?
Наталья Некрасова,куратор выставки «Православные церковные облачения XVII – начала XX века в собрании Эрмитажа»:
Наша коллекция сформирована в результате на самом деле печальных событий. В результате разорения церковных ризниц, которые происходили после революции 1917 года. У нас оказались совершенно замечательные памятники из разных духовных центров России, музеев, ризниц Санкт-Петербургских соборов. Но среди этих предметов, как ни печально, меньше всего текстильных памятников из собственных ризниц нашего придворного собора. Люди, которые занимались систематизацией этих памятников, вынуждены были записывать их под скрытными именами. В документах их теперь сложно найти.
Ксения Бобрикова,ведущая:
А что можно увидеть на выставке?
Наталья Некрасова,куратор выставки «Православные церковные облачения XVII – начала XX века в собрании Эрмитажа»:
На выставке мы представили все виды богослужебных облачений, которые применяются в практике православного богослужения. Повседневных облачений на выставке нет, представлены только парадные облачения. У нас есть два облачения из набойки, они могли использоваться и как повседневные, и как парадные, но только потому, что это облачения из небогатых ризниц.
Ксения Бобрикова,ведущая:
Какие использовались ткани?
Наталья Некрасова,куратор выставки «Православные церковные облачения XVII – начала XX века в собрании Эрмитажа»:
Эта тема как раз очень хорошо раскрывается на нашей выставке, потому что в XVII веке и раньше для изготовления облачений использовались восточные, иногда западноевропейские ткани, то есть, говоря простым языком, басурманские. А уже с XVIII века с развитием промышленной ситуации и появлением российских мануфактур постепенно вводятся новые ткани. В XIX веке происходит ещё более интересная вещь – специализация производства, когда начинают производить ткани непосредственно для церкви с соответствующей символикой и узором. Церковная ткань становится самостоятельным предметом изготовления. Церковь бережно хранит традиции золотошвейного шитья. Стилистика и композиция шитья менялись, а техника оставалась, совершенствовалась и продолжала украшать наши шедевры.
Тимофей Зудин,ведущий:
Как за три века изменились церковные облачения?
Наталья Некрасова,куратор выставки «Православные церковные облачения XVII – начала XX века в собрании Эрмитажа»:
Прежде всего речь идёт о тканях и способах отделки. Форма облачения практически не менялась за исключением такой детали, как передняя пола фелони. С течением времени она потихонечку поднималась, потому что во время богослужебного действия изначально приподнятие фелони имело большой смысл. Но уже в XIX веке мы не встречаем фелони с длинным передним краем. Ещё к концу XIX века окончательно складывается традиция украшать церковь текстилем единого образца с одним рисунком из одной и той же ткани: и облачение, и всё текстильное убранство самой церкви.
Ксения Бобрикова,ведущая:
Президент Владимир Путин подарил вашему отделу литургический набор для совершения в хористе. Кому этот набор принадлежал раньше?
Наталья Некрасова,куратор выставки «Православные церковные облачения XVII – начала XX века в собрании Эрмитажа»:
По легенде этот набор принадлежал одной из дочерей Александра II, и, конечно, это большая честь и счастье получить такой замечательный памятник в фонды Государственного Эрмитажа.
Ксения Бобрикова,ведущая:
Выставка открыта в Малой церкви Эрмитажа, закрытой после 1917 года. Теперь после реставрационных работ там проходят и выставки?
Наталья Некрасова,куратор выставки «Православные церковные облачения XVII – начала XX века в собрании Эрмитажа»:
Спустя несколько лет после революции 1917 года церковь была передана организации для проведения лекций рабочим. Им был неудобен иконостас, они его разобрали. И, как водилось в то время, исходя из политических представлений, этот иконостас посчитали не представляющим художественной ценности. Его разобрали, и следов теперь практически не найти. Считается, что сохранилось две иконы, но они находятся в фондах Русского музея.