Здесь бродят гоголевский Башмачкин, Раскольников Достоевского и двенадцать красногвардейцев Блока. Одни скажут, что это – рай для эстета, другие – назовут самым колоритным районом старого Петербурга. Коломна. Однажды это место, далёкое от метро, суеты и туристов, так вдохновило художницу Дарью Усову, что она занялась созданием путеводителя по Коломне с авторскими иллюстрациями. Книги для долгих свиданий с городом.
Варвара Фёдорова,корреспондент: А где проходят границы Коломны? Мне кажется, все понимают это немного по-разному.
Дарья Усова,художник: Строго говоря, Коломна — это два острова. Сейчас мы прогуливаемся по Коломенскому острову, и за каналом Грибоедова находится Покровский. Это строгие границы Коломны. К ней достаточно часто добавляют всё, что вокруг: и Матисов остров, и Новую Голландию, и Никольский Собор, и Театральную площадь туда же. Но вообще-то Коломна — это два острова, хорошо очерченные.
«Тут всё непохоже на другие части Петербурга; тут не столица и не провинция», – писал Николай Гоголь, – «Сюда не заходит будущее, здесь всё тишина и отставка, всё, что осело от столичного движенья». Прошло почти 200 лет, а в Коломне, кажется, ничего не изменилось.
Варвара Фёдорова,корреспондент: С чего вы начали ваш путеводитель по Коломне?
Дарья Усова,художник: Начинаем мы с Семимостья. Известное в Петербурге место, где пересекается канал Грибоедова и Крюков канал. Одним этим пересечением образовано три моста, но если посмотреть с Пекалова моста вокруг себя, можно насчитать семь или даже больше.
Иллюстрации к путеводителю Дарья создаёт в технике линогравюры. Сначала эскиз. Затем его зеркальное изображение вырезается на линолеуме. Он покрывается тонким слоем типографской краски и отпечатывается на листе бумаги.
Дарья Усова,художник: Эта техника очень хорошо показывает город, она графична. Архитектура тоже обладает определённой степенью графичности — прямые линии, контрасты, чёрное и белое.
Классическая линогравюра исключительно чёрно-белая, но иллюстрации Дарьи – про атмосферу и настроение города – выполнены с дополнительным цветом.
Дарья Усова,художник: Мне, конечно, хотелось сделать немножко более жизнерадостный сюжет, поэтому второй цвет подкрашивающий, он такой тёплый, красно-оранжево-жёлтый, чтобы Коломна не казалась депрессивным районом.
Есть отдельные очень интересные здания, которые стоят внимания. Вот, например, это дом купца Никитина. Интересен он как раз своей обычностью. У нас мало такой застройки осталось в городе. 2-3 этажа, дома, которые перестраивались из особняков — этим всем можно полюбоваться именно в Коломне.
Но есть в малоэтажной Коломне и совсем неординарные, выделяющиеся на общем фоне здания. Как, например, этот. Дом Константина Капустина — образец северного модерна – построенный в начале XX века, когда потребность в новых квартирах резко возросла.
Дарья Усова,художник: Дом известный, дом поразительно прекрасен своей динамикой, на нём практически нет какого-то декора, характерного для более ранней эпохи, когда эклектика властвовала: много лепнины, много украшений. Здесь этого практически нет. Здесь два цвета штукатурки создают весь этот художественный эффект.
Каждый дом на страницах путеводителя, как персонаж. Со своим характером и историей, рассказывающей каким район был раньше и что меняется в нём сейчас. А видение мира художницы отразилось в её гравюрах. Таких же утончённых и немного мистических как и сама Коломна.