юля чеснокова,корреспондент:

История Петрбруга и наводнений неразделима. За три века вода затаптывала город больше 300 раз. При этом наводнением в Петербурге считается далеко не всякий подъём воды в Неве, а только те случаи, когда она достигает отметку в 1 м 60 см.

Первое обрушилось на Петербург уже спустя два месяца после его основания. Тогда размыло Заячий остров, а часть леса, предназначенного для строительства Петропавловской крепости, и вовсе увлекла за собой Нева. После такого разгула стихии крепость, конечно же, решили укрепить насыпью. А от красивой идеи сделать центр города на Васильевском острове и вовсе вскоре пришлось отказаться. Ведь этой части города наводнения наносили самый серьёзный урон.

Очевидцем самого страшного наводнение 18 века стала сама Екатерина Вторая. Увидев из окон Эрмитажа, что сделала Нева с Петербургом и узнав о многочисленных жертвах, императрица тогда приказала срочно принять меры и разработать план действий в минуту опасности. С тех пор петербуржцев о приближающемся наводнении предупреждал выстрел пушки со стен Петропавловской крепости.

Самым разрушительным для Петербурга стало наводнение 1824 года, ужасы которого Пушкин величественно описал в своей поэме «Медный всадник».

«…И всплыл Петрополь, как Тритон, по пояс в воду погружён». Кажется, что автор этих строк был в самой гуще событий. Но нет, разгул стихии в Петербурге застаёт Пушкина в его Михайловской ссылке. А вот главный герой «Медного всадника», бедный Евгений, в наводнении спасся. А всё благодаря вот этим львам, высоко стоящим от земли на входе в дом Лобанова-Ростовского.

«…Перебегала от фонаря к фонарю, хватаясь за них. В Летнем саду рушились старые липы», — напишет 100 лет спустя в своём дневнике Анна Ахматова. Наводнение 1924 года слегка уступало своему предшественнику. Вода поднялась до  уровня 3 м 80 см. А сопровождался этот вселенский потоп северным сиянием.

Открытие дамбы в начале 21 века решило, наконец, проблему наводнений в Северной столице. И сегодня о временах, когда стихия полностью подчиняла себе Петербург, нам напоминают лишь вот такие отметки на теле города.