В гостях у программы «Утро в Петербурге» Ирина Багдасарова, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа и куратор выставки.

Николай Растворцев,ведущий:
В Арапском зале Зимнего дворца проходит выставка «Посвящение Дмитрию Виноградову. Рождение фарфора «из земли российской». Экспозиция к 300-летию создателя русского фарфора представляет уникальные произведения из собрания Государственного Эрмитажа, исполненные первым фарфористом России. Открылась она 5 декабря минувшего года. Насколько глубокий интерес вызвала у петербуржцев и гостей города?
Ирина Багдасарова,кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа и куратор выставки:
Интерес к выставке очень большой. Тем более, что Императорский фарфоровый завод, который был основан в Петербурге при императрице Елизавете Петровне в 1744 году, он ныне действующий. Мастера, художники, скульпторы, конечно же, чтут память о первом фарфористе России Дмитрии Виноградове. А мы, как хранители первого русского фарфора, которого так ждал императорский двор, были рады представить широкой публике нашу коллекцию. Произведения эти небольшие по размеру и каждый из них – бриллиант. Виноградов сам пришёл к способу изготовления фарфора, сам конструировал печи и изобретал краски. Не существовало тогда учебного пособия, которое можно было открыть и посмотреть состав фарфора. Поэтому первые вещи и были небольшими по размеру. Мы называем их фарфор малой руки, потому что каждая вещь умещается на ладони: чашечка, скульптурка, шахматы. Главным экспонатом выставки является чашечка с виноградной лозой, которая ассоциируется с фамилией автора. А на дне чашечки можно увидеть синюю букву W – монограмму самого изобретателя русского фарфора.
Дарина Шарова,ведущая:
Как быстро русский фарфор пришёлся ко двору и стал частью великосветского быта?
Ирина Багдасарова,кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа и куратор выставки:
Первые чашечки подносили императрице Елизавете Петровне, чтобы она видела, что идёт работа, и она не зря вкладывает казённые деньги в это предприятие. Событием для двора стал парадный сервиз – собственный сервиз Елизаветы Петровны. Прообраз кобальтовой сетки, которую мы так хорошо знаем сейчас, и которой гордится бренд императорского завода в Петербурге, стал первым, за которым пошла череда больших парадных сервизов. Особенно много их стали делать при следующей императрице Екатерине II. Они были золотые, богато оформленные.
Николай Растворцев,ведущий:
Были ли какие-то необычные вещи, которые изготавливались из фарфора?
Ирина Багдасарова,кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа и куратор выставки:
В ассортименте виноградовского фарфора, пожалуй, самым интересным были табакерки, которые вышли из обихода уже в XIX веке. А в XVIII веке табак, нюхательный табак был весьма популярен. Табакерку тогда называли кибиточка любовной почты. Поднося даме открытую табакерку, кавалер мог передать небольшую записочку для неё.
Николай Растворцев,ведущий:
Есть ли мировые аналоги подобных экспонатов?
Ирина Багдасарова,кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа и куратор выставки:
В Эрмитаже самая большая коллекция виноградовского фарфора. В перспективе задумка собрать из других музеев России и зарубежных стран все экземпляры и сделать большую грандиозную выставку, когда впервые в мире весь виноградовский фарфор соберётся вместе.
Дарина Шарова,ведущая:
Мы знаем, как выглядел Виноградов?
Ирина Багдасарова,кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа и куратор выставки:
К сожалению, до наших дней не дошёл ни портрет, ни рисунок с изображением этого человека. Единственное, что мы имеем, это документ – заграничный паспорт, когда Дмитрий Виноградов вместе с Михаилом Ломоносовым в учебных целях путешествовал по Германии. В этом паспорте словесная характеристика: невысокого роста, волосы каштанового цвета. В отделе русской культуры Государственного Эрмитажа мы собрали материалы по XVIII веку о том, как могли выглядеть люди того времени внешне (из живописи), по одежде (хранение костюма), каким был интерьер. Их мы предоставили художнику Императорского фарфорового завода Нелли Петровой. Она, взяв за основу фигуру, созданную в середине прошлого века Глебом Садиковым, расписала её. В руке мастера та самая знаменитая чашечка с виноградной лозой. Это стало подарком на открытие выставки в Эрмитаже.
Николай Растворцев,ведущий:
Как вы считаете, меняется с веками отношение к фарфору?
Ирина Багдасарова,кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа и куратор выставки:
Традиции сохраняются те, что были при Виноградове. Естественно пришли новые технологии и росписи, расширилась палитра красок. Основное отличие, пожалуй, в том, что в XVIII веке фарфор называли белым золотом царей. Он действительно был редок, стоил очень дорого. Сейчас, конечно, каждый из нас берёт чашечку, наливает себе кофе и подчас не задумывается, что это фарфор, о котором когда-то Россия знала только по привезённым с Востока вещам. Потом он появился в Европе и уже в середине XVIII века родился у нас здесь в Санкт-Петербурге благодаря усилиям и трудам изобретателя Дмитрия Ивановича Виноградова.
Дарина Шарова,ведущая:
Напомним, что выставку можно увидеть в Арапском зале Зимнего дворца до 4 апреля.