В гостях у программы «Утро в Петербурге» Надежда Полтавченко, руководитель Санкт-Петербургского театра песни и танца «Морошка» и Дмитрий Афанасьев, артист театра «Морошка», лауреат всероссийских и международного конкурсов.

Николай Растворцев,ведущий:
20 марта 1888 года в зале петербургского городского кредитного общества состоялось первое выступление оркестра кружка любителей игры на балалайках во главе с виртуозом Василием Андреевым. Этот день можно считать днём рождения концертной балалайки и оркестра русских народных инструментов. Насколько популярна балалайка сейчас? Много ли детей хотят обучиться игре на этом музыкальном инструменте?
Надежда Полтавченко, руководитель Санкт-Петербургского театра песни и танца «Морошка»:
Балалайка действительно очень популярна, но, на мой взгляд, недостаточно популярна. Любого иностранца спроси, с чем у него ассоциируется Россия. Вам ответят: медведь, матрёшка и балалайка. Эта самая балалайка, известная всему миру, родилась в Санкт-Петербурге. Мы должны этим гордиться. Наш город – родина всемирного символа нашей страны. Мне кажется, это потрясающе и надо больше внимания уделять и истории балалайки, и самому инструменту.
Николай Растворцев,ведущий:
Дмитрий, с чего у вас началась любовь к этому музыкальному инструменту?
Дмитрий Афанасьев,артист театра «Морошка», лауреат всероссийских и международного конкурсов:
Меня привели в музыкальную школу, где уже занимались старшие брат и сестра. Виолончель и тубу разобрали, осталась балалайка. Во время обучения были периоды, когда я хотел бросить этим заниматься. Но мой педагог Демидов Андрей Михайлович умеет заразить этим делом. Я решил, что надо идти в музыкальное училище.
Николай Растворцев,ведущий:
Над чем сейчас работает «Морошка»? Чем удивляете ваших зрителей?
Надежда Полтавченко, руководитель Санкт-Петербургского театра песни и танца «Морошка»:
Надеюсь, что в каком-то смысле мы продолжаем дело Андреева. Наш коллектив – это оркестр, вокалисты и балет. Мы пытаемся давать новое дыхание инструменту балалайке, потому что моя мечта – сделать условно театр оперы и балета, но в жанре оркестра русских народных инструментов, народно-сценической хореографии вокалистов. Конечно, мы пока до этого не доросли, но это наша мечта. А сейчас мы работаем с прекрасным петербургским композитором Елизаветой Панченко, которая пишет музыку специально для нашего состава, для оркестра русских народных инструментов. Любой оркестр развивается на работах композиторов. И мы делаем всё, чтобы наш оркестр развивался.
Дарина Шарова,ведущая:
Произведения каких ещё композиторов вы играете, перекладываете ли на балалайку современные отечественные и зарубежные хиты?
Надежда Полтавченко, руководитель Санкт-Петербургского театра песни и танца «Морошка»:
Был у нас и такой опыт. Мы работаем и в жанре кроссовера. Недавно была церемония «Золотой лев», для которой мы сделали сразу два произведения в этом жанре. Намешали Жоржа Бизе с русской народной музыкой. Придаём новые обработки русской народной музыке тоже. И есть часть репертуара, связанная с классикой: Чайковский, Мусоргский, Шостакович.
Дарина Шарова,ведущая:
Насколько балалайка сегодня универсальна и современна? И кто в первую очередь приходит на ваши концерты?
Надежда Полтавченко, руководитель Санкт-Петербургского театра песни и танца «Морошка»:
У нас очень разная публика. Есть люди и возрастные, и молодые. Мне нравится, когда подходят молодые и говорят: «Вообще-то я всю эту вашу муть не люблю. Но вот родителей привела, и я теперь тоже ваша фанатка». Мне кажется, что изменение этого внутреннего отношения к балалайке очень важно. Это же ведь наш русский инструмент, это наше всё родное, это близко нам. И когда мы видим такое изменение, произошедшее за час нашего концерта, это то, ради чего мы работаем.