В гостях у программы «Утро в Петербурге» Ида Шик, куратор выставки, кандидат искусствоведения, младший научный сотрудник Отдела «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа.

Василий Киров,ведущий:
Эфир программы «Утро в Петербурге» продолжает совместный проект Государственного Эрмитажа и телеканала «Санкт-Петербург». Традиционно каждый четверг мы рассказываем вам всё самое интересное о выставках, уникальных экспонатах, образовательных и научных программах музея.
Людмила Ширяева,ведущая:
Сегодня обсудим выставку из цикла «Поднесение к Рождеству» — «Декоративный минимализм. «Оттепель» в советском фарфоре». Проект Эрмитажа и Императорского фарфорового завода. Это уже 19-ая выставка цикла. Как родилась идея, и какие за это время появились традиции?
Ида Шик,куратор выставки, кандидат искусствоведения, младший научный сотрудник Отдела «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа:
Цикл «Поднесение к Рождеству» рассказывает об истории и искусстве фарфора, Императорского фарфорового завода, известного в советский период как Ленинградский фарфоровый завод имени Ломоносова. Этот цикл стал возрождением Эрмитажем давней традиции, которая восходит к концу XVIII века. В канун Рождественских праздников в Зимнем дворце демонстрировались лучшие произведения, созданные на императорских производствах.
Василий Киров,ведущий:
А почему в названии выставки присутствует оттепель?
Ида Шик,куратор выставки, кандидат искусствоведения, младший научный сотрудник Отдела «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа:
В период хрущёвской оттепели происходит развитие всех видов искусства. Что касается именно декоративно-прикладного искусства, то в это время оно начинает играть более значительную роль в связи с тем, что идёт массовое строительство малогабаритных квартир. Меняется жилой интерьер, который требует предметов гармоничных для него. В фарфоре формируется новый стиль. Художники, создавая свои произведения, руководствуются принципом красивое в простом.
Людмила Ширяева,ведущая:
История фарфора богата и разнообразна. А к традициям каких народов и каких эпох отсылают нас работы вашей выставки?
Ида Шик,куратор выставки, кандидат искусствоведения, младший научный сотрудник Отдела «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа:
Источниками формирования нового стиля стали совершенно разнообразные народные традиции. Это и модерн, и арт-деко, наследие русского авангарда, а также народное искусство, архаика, современное изобразительное и декоративно-прикладное искусство, как российское, так и зарубежное.
Василий Киров,ведущий:
Стиль оттепели оказал влияние на дизайн современного фарфора?
Ида Шик,куратор выставки, кандидат искусствоведения, младший научный сотрудник Отдела «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа:
Безусловно. Современный стиль — это советский вариант интернационального стиля или позднего модернизма. Для него характерно тяготение к простым, но внешне эффектным формам, установка на удобство предметов и экономичность в производстве. Это стиль повседневности – доступный и практичный. Для современного дизайна все эти тенденции актуальны.
Людмила Ширяева,ведущая:
Что это за язык декоративного минимализма?
Ида Шик,куратор выставки, кандидат искусствоведения, младший научный сотрудник Отдела «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа:
Декоративный минимализм – это умение художников минимальными средствами добиваться невероятной декоративной выразительности. Это тяготение к простым формам, условные композиции, которые заставляют воображение зрителя включиться в активную работу, лаконичный колорит, а также стремление подчеркнуть красоту фарфора как материала, его яркую звонкую белизну.
Василий Киров,ведущий:
Какие экспонаты вы рекомендуете особенно пристально рассмотреть?
Ида Шик,куратор выставки, кандидат искусствоведения, младший научный сотрудник Отдела «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа:
Сервиз «Контрасты» художника Нины Павловой, который экспонировался на Международной выставке керамики в Остенде. Также сервиз «Весенние тени» Нины Славиной. Он также экспонировался на данной выставке. Советую обратить внимание на сервизы Ларисы Григорьевой с её пейзажными композициями. Выставку традиционно дополняют работы современных художников АО «Императорский фарфоровый завод». В их числе замечательная композиция «Течения» Юлии Жуковой – это великолепный абстрактный пейзаж, который рассказывает о состоянии природы в период перехода от зимы к весне, когда всё тает, меняется, трансформируется. Сейчас это состояние для нас особенно актуально. Одно из самых ярких произведений на выставке – композиция главного художника завода Нелли Петровой «От легенды до небес». Это пример концептуальной инсталляции, объединяющей миф о яблоке Ньютона и реальную историю освоения космоса.