Дворцовая площадь. Александровская колонна, авторы проекта: О. Монферран, Б. И. Орловский, дата открытия – 11 сентября 1834 года

АНДРЕЙ СМИРНОВ,ведущий:
Пётр I из политических соображений связал образ князя Александра Невского с личностью и статусом самого императора, с новосозданной столицей Санкт-Петербургом и Российским государством как империей. Имя Александр стало частым явлением в семье Романовых, а святой благоверный князь превратился в небесного покровителя сразу трёх российских императоров: Александра I, II и III. Кстати, с этой знаменитой Александровской колонной, установленной Николаем I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном, связана одна легенда. Открытие памятника состоялось 12 сентября 1834 года, в день перенесения мощей Александра Невского в Петербург. Это главный день почитания святого, небесного защитника города, поэтому ангел, взирающий с вершины Александровской колонны, всегда воспринимался прежде всего, как защитник и страж, некая аллегория на собирательный образ Александра I и Александра Невского.

Исаакиевская площадь. Собор преподобного Исаакия Далматского, автор проекта – О. Монферран, годы строительства: 1818 – 1858

При императоре Александре I началось строительство Исаакиевского собора, уникального памятника русской художественной культуры первой половины – середины XIX века. Будучи кафедральным собором, храм стал одним из элементов имперской власти и в своей иконографии отразил общие положения идеологии создававшей его власти.

Большие южные двери Исаакиевского собора

Один из важнейших моментов художественного убранства собора — образ святого благоверного князя Александра Невского, небесного покровителя Дома Романовых, лично Александра I и Александра II, а также Петербурга. Он встречается в убранстве 12 раз, больше, чем изображение какого бы то ни было другого святого, в том числе и самого Исаакия Далматского, византийского монаха IV века, в честь которого и назван храм.

Придел преподобного Исаакия Далматского

Ныне существующий собор – уже четвёртый, освящённый в честь святого Исаакия в Петербурге. Первая Исаакиевская церковь была построена ещё при Петре Великом рядом с современным Адмиралтейством. Пётр родился 30 мая, в день памяти Исаакия, который и стал небесным покровителем первого российского императора. На месте нынешнего храма располагался предыдущий, третий по счёту собор, заложенный ещё при Екатерине II, старавшейся представить себя преемницей дел «славного Петра».

Придел великомученицы Екатерины Александрийской

Именно тогда в убранстве собора появляется три придела в честь святых Исаакия Далматского, Александра Невского и святой Екатерины. Расположение образа небесной покровительницы новой императрицы рядом с образом Александра Невского, чей культ вполне прагматично поддерживал император Пётр, выстраивало цепочку преемственности трёх мудрых правителей, защитников Отечества: Александр Невский – Пётр – Екатерина. Не удивительно, что четвёртый, современный Исаакиевский собор сохранил всю идеологическую подоплёку в своём оформлении.

Придел благоверного князя Александра Невского

Новый храм начали строить при императоре Александре I, а закончили при Александре II. Придел святого Александра Невского освятили 8 июля 1858 года, поближе ко дню победы войск князя над шведами в Невской битве – 15 июля 1240 года. В приделе святого Александра Невского живописец Пётр Басин расписал свод, паруса и люнеты, которые посвящены жизни князя.

Роспись свода большого купола Исаакиевского собора

В своде главного купола собора помещается грандиозная, 816 квадратных метров, роспись «Богородица во славе», принадлежащая кисти Карла Брюллова, правда законченная Петром Басиным. Роспись изображает Богоматерь в окружении святых – покровителей императорского дома, так что основная идея её – божественное обоснование самодержавной власти, что вполне естественно для центральной работы главного собора империи. Среди святых и Александр Невский, небесный покровитель Александра II. Могучий князь-воин в рыцарских доспехах и горностаевой мантии с мечом в ножнах стоит в полный рост, опираясь на поддерживаемый ангелом щит. Прижатая к груди рука – смиренный жест, характерный для образа святого князя: он печалится и молится о Русской земле. Интересно, что Александр Невский предстал в паре с Исаакием Далматским. Многие современники полагали, что Брюллов намеренно изобразил их так, а в созданном образе русского князя усматривали сходство с Петром I.

Инженерная улица, дом 4. Государственный Русский музей, основан в 1895 году

андрей смирнов,ведущий:
В фондах Русского музея остались эскизы росписи Генриха Семирадского, которые были в том еще старом храме Христа Спасителя, посвящённом житию Александра Невского.
ПАВЕЛ КЛИМОВ,заведующий отделом живописи второй половины XIX — начала XXI века Государственного Русского музея, кандидат искусствоведения:
Когда Семирадскому было предложено принять участие в росписи храма Спасителя. Он к тому времени уже заканчивал работу над своей грандиозной композицией статической «Светочи христианства (Факелы Нерона)», с просьбой написать эскизы к этим композициям. К нему обратились в октябре 1875-го года, а уже в апреле 1876-го они были готовы и вскоре были одобрены императором Александром II вместе с другими эскизами, которые предполагались к воплощению на стенах. Работы Семирадского сразу же подверглись достаточно острой критике.
АНДРЕЙ СМИРНОВ,ведущий:
А правда или нет, что из четырёх росписей Семирадского, самой большой критике подверглась — я позволю себе такое простое слово «красочная» вот эта история об Александре Невском и общении с папскими легатами?
ПАВЕЛ КЛИМОВ,заведующий отделом живописи второй половины XIX — начала XXI века Государственного Русского музея, кандидат искусствоведения:
Это действительно, потому что критикуют то, что наиболее ярко, наиболее выделяется.
АНДРЕЙ СМИРНОВ,ведущий:
Итак, при царе-реформаторе Петре I образ святого благоверного князя Александра Невского был адаптирован к новой знаковой системе и встроен в неё, став небесным покровителем дома Романовых и конкретных императоров. Осквернить имя Александра Невского означало оскорбить саму императорскую семью!