Говорят, что классика подобна мраморной глыбе, которую почтительно и без изменений передают из поколения в поколение. Казалось бы, Рафаэль — как раз такая глыбина, но только не сейчас. С прошлого года весь мир отмечает 500 лет со момента его смерти. Юбилей заставил взглянуть на него по-новому — в буквальном смысле. 

Вот, скажем, недавно Музей Виктории и Альберта в Лондоне опубликовал оцифрованные копии эскизов, по которым создавались ватиканские гобелены Рафаэля. Сверхвысокое разрешение впервые позволит рассмотреть их в мельчайших деталях. Изучая изображения, можно даже «заглянуть» под слои краски и увидеть оригинальные рисунки, выполненные углём. Технологи, позволили специалистам обнаружить ранее скрытые детали — скажем, на крупнейшей отечественной выставке в Эрмитаже. В процессе подготовки «Линии Рафаэля» реставраторы совершили открытия — вплоть до нового авторства казалось бы веками известных фресок, хранящихся в музее. И это не говоря о собственно подходе музея, рассказывающего о гении из Урбино на примерах 500-летнего развития живописи после него. 

Столь же неожиданный взгляд демонстрирует выставка «Рафаэль. Версии» в Музее Академии художеств, в её залах — Сикстинская Мадонна и другие копии, выполненные российскими академиками разных лет. Поразительный город, где одновременно могут идти две масштабные и совершенно разные выставки Рафаэля.