Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:
«И еще в этом году мы выучили слово «удаленка». Раньше мы практически не знали этой сокращенной формы прилагательного «удаленный». Не в смысле «ликвидированный», изъятый из оборота, уничтоженный. А в смысле «находящийся где-то вдали». Хотя и значение «ликвидированный» тоже отчасти подходит. Ведь была ликвидирована в этом году наша привычная система взаимодействия внутри общества. Ходить на лекции в институт. Каждый день собираться на работу. Приходить и садиться за свое рабочее место. Учиться в школе, в классе. Проводить общие собрания, совещания. Все это закончилось в этом году. На смену пришло слово, которое все объединяет и объясняет – «удаленка». Удаленка как форма образования. Удаленка как способ ведения бизнеса и организации дел. Удаленка как способ общения с коллегами или с руководством и между собой. Весь мир ушел на удаленку. А что значит, это слово из 8-ми букв для нас? Как оно изменило нас? Как мы потом изменили этот мир? И, самое главное, как изменим его в будущем тоже с помощью удаленки? Андрей Федоров расскажет об этом главном феномене года».
Андрей Фëдоров,корреспондент:
«Еще год назад я вот так представлял себе работу на удаленке. Пляж на берегу Сиамского залива, бунгало вместо кабинета, куча свободного времени и руководство тебя никак не контролирует. Немного завидовал, но понимал, что для этого нужно иметь подходящую специальность. Например, в сфере IT. В эпоху коронавируса, эти рамки исчезли».

Сейчас на дистанции работают не только фрилансеры, а представители почти всех профессий. На удаленку ушел даже президент.

Перестроиться получилось не сразу. По опросам социологов, переход на такую форму работы в самом начале пандемии, поддержали только 10% петербуржцев. Сейчас трудиться из дома готов почти каждый второй. Главное – настроиться.

Елизавета Бреснева,житель Санкт-Петербурга:
«Пару дней заняло то, чтобы понять, где мне удобно территориально. Это точно не кухня. Это опасное место для человека, который работает дома. И все, кто работает дома, меня поймут. У кого есть возможность не работать на кухне – лучше этого не делать. Пару дней я пыталась работать оттуда, это было безуспешно».
Андрей Федоров,корреспондент:
«Эмпайр-стейт-билдинг сегодня необычно подсвечивается. Концепцию удаленной работы придумали именно в США, в 1972 году. Подтолкнуло к этому развитие информационных технологий. Правительство даже хотело с помощью ноу-хау решить несколько острых проблем: избавиться от пробок в больших городах и трудоустроить население отдаленных сельских районов. Правда, тогда это не сработало».

Тем не менее, еще до пандемии в США дистанционно трудились почти 20 миллионов человек. В нашей стране такой вид трудовых отношений долгое время был вне правового поля. И статистики нет, но скоро появится. Федеральный закон об удаленной работе вступит в силу с 1 января будущего года. Теперь и у нас за плодотворное сидение дома не снизят заработную плату, а трудоустроиться можно по упрощенной схеме, через интернет.

Татьяна Нечаева,юрист компании по подбору персонала:
«Думаю, что в будущем будет всплеск желания у работников все же оставаться больше в таком формате. Либо пытаться его видоизменить и привести в комбинированный режим. Два дня в офисе, три дня дома. Тем самым больше проводит времени с семьей, больше времени своим увлечениям уделяет. Не тратит время на дорогу. И для работодателя есть свои плюсы, потому что большинство офисов, как мы знаем, арендуются, на них необходим бюджет».
Андрей Федоровкорреспондент:
«Глобальный процесс перехода на удаленку затронул и индустрию моды. Дизайнеры начали создавать коллекции для работы из дома. Пиджаки и галстуки предлагают оставить на вешалках. Брюки в коллекцию тоже не входят. В приоритете футболки и рубашки пастельных оттенков. При этом, иметь большой гардероб не нужно. В интернете популярны приложения, которые, даже из только что проснувшегося и помятого сотрудника, сделают ответственного работника».

Но такое решение от японских разработчиков подойдет теперь уже бывшим «белым воротничкам». В медицине, которая тоже на удаленке, все намного серьезнее. Во многих больницах Петербурга в онлайн перешла вся консультативная часть приемов. Раньше она отнимала 90% времени.

Игорь Орлов,заведующий урологическим отделением Клинической больницы Святителя Луки:
«Безусловно, это прорыв. Прорыв вперед во всех направлениях. Самое главное – это экономия времени. Времени пациента и времени врача – это самое дорогое время. И экономия времени – это самое дорогое, что мы имеем. И дальше это будет генерироваться и прогрессировать».
Андрей Федоров,корреспондент:
«Мой сын – ученик третьего класса. В школу ходит, но репетиторы теперь исключительно по zoom, так оказалось намного удобнее».

Споры о дистанционном образовании не утихают до сих пор. На два лагеря разделились не только ученики и родители. Разные мнения высказывают и преподаватели. Некоторым сложно освоить мессенджеры и приложения, другие с легкостью покоряют ТикТок. Например, бывший профессор СПБГУ, 69-летний физик Николай Милованов собрал в модной социальной сети миллионы просмотров.

Николай Милованов,физик, кандидат технических наук:
«Я пишу на экране, который вижу я, видит мой ученик. Я вижу его лицо, вижу его реакцию. Он видит мою физиономию. Мы рядом. То есть когда ученик рядом сидит, за столом, надо поворачивать голову. А тут-то пожалуйста – «фейс ту фейс»».
Андрей Федоров,корреспондент:
«Наскучили социальные сети и, кажется, что даже в ютубе больше нечего смотреть? Тогда самое время собраться в театр.  Тот, что не позволит отвлекаться на телефонные звонки или бутерброды. Современная цифровая постановка — это не просто просмотр у экрана, зрителю прописана активная роль».

Таких необычных спектаклей сейчас сотни в Интернете. А вместе с ними виртуальные экскурсии по музеям и концерты. Искусство тоже перешло в онлайн. Сцена теперь – безграничное цифровое пространство.

Валерий Фокин,художественный руководитель Александринского театра:
«Хочу сказать, что зрители очень соскучились по живому контакту, Помимо того, что мы все ушли в онлайн в интернет. Это будет развиваться и очень сильно. Нам никуда от этого не деться и не надо уходить. Это веяние времени. И из этого надо извлечь выводы, и мы извлекаем. У нас целая программа, связанная с интернет – проектами. Это будет развиваться. Но люди хотят живого контакта».

Работа, развлечение, образование и медицина на дистанции еще год назад воспринимались, как дополнительные опции к привычному укладу жизни. Многие называли их технологиями будущего. Но это будущее уже наступило.

Андрей Федоров,корреспондент:
«По мнению экспертов, переход на удаленную работу во многих сферах был неизбежен. Пандемия лишь ускорила этот процесс. Примерно лет на 10. Коронавирус уйдет, ограничения снимут, границы откроют, а удаленка останется. Как неотъемлемая часть навсегда изменившегося мира».