Cмотреть прямой эфир Сейчас в эфире:
  • 17:29
  • +9°
  • доллар 66,40
  • евро 69,43

Расскажите всем, что случилось

Пожалуйста, указывайте дату, время и место события, излагайте объективные факты. Вы можете приложить к тексту видео, фотографию или документ. Если вы хотите прислать чужое видео или фото — не забудьте указать ссылку на источник. Мы будем признательны, если вы укажете достоверную контактную информацию, чтобы мы могли связаться с вами и уточнить детали.

Приложите файл

Отправляя этот материал, вы соглашаетесь на передачу всех интеллектуальных прав согласно условиям.

Карельские петроглифы на Карельском перешейке: под Выборгом найдены древние наскальные рисунки

273
Поделиться:

В гостях у программы «Утро в Петербурге» Мария Мешалкина, искусствовед, исследователь наскального искусства.

Марианна Дьякова,ведущая:
Петербургские учёные обнаружили в пещерах на Карельском перешейке петроглифы. Это первая подобная находка на территории Ленинградской области. Исследователи хотят сохранить этот памятник и превратить территорию вокруг него в экотропу. Для начала нашего разговора, Мария, объясните, пожалуйста, что такое петроглиф.
Мария Мешалкина,искусствовед, исследователь наскального искусства:
Петроглиф – это изображение на камне. Именно так называются все знаки, рисунки, которые оставляли люди на камнях и скалах с эпохи Древнего мира до современности.
Михаил Спичка,ведущий:
Где именно нашли эти петроглифы?
Мария Мешалкина,искусствовед, исследователь наскального искусства:
Мы зафиксировали наскальные рисунки в Выборгском районе Ленинградской области, недалеко от города Каменногорска, в одном километре от посёлка Красный Сокол.
Михаил Спичка,ведущий:
Удалось ли их датировать?
Мария Мешалкина,искусствовед, исследователь наскального искусства:
Это один из самых сложных моментов в нашей работе, потому что датировать рисунки без археологического контекста невозможно. Но всё же мы предполагаем, что рисунок создавался в эпоху Средневековья. В то далёкое время к горе Соканлинна подходил залив реки Вуоксы и кораблик, который мы обнаружили на скалах, вполне мог позировать художнику с воды. Это изображение корабля с парусом, с носа которого возможно сброшена сеть.
Марианна Дьякова,ведущая:
Хорошо нарисовано?
Мария Мешалкина,искусствовед, исследователь наскального искусства:
Очень. К сожалению, мы не знаем кто художник, потому что своего автографа он не оставил, но мы можем сказать, что в этом же месте, только гораздо позже, были финские туристы, которые оставили многочисленные свои инициалы на камнях и скалах вокруг.
Марианна Дьякова,ведущая:
Как Вы отличаете, где 1890-й год и надпись, которую сделал наш недавний соотечественник, а где действительно Средневековье?
Мария Мешалкина,искусствовед, исследователь наскального искусства:
На самом деле все посетительские рисунки как правило датируются. Пишут: «Здесь был Вася», затем ставят какой-то год. По указанию года, собственно, и можно догадаться, когда этот рисунок сделан. А в Соканлинне, рядом с нашим петроглифом, есть посетительские надписи, которые датируются концом XIX века – 1890-м годом. Причём эта дата встречается 5 раз, что нас весьма удивило. Но этому нашлось логичное объяснение. Дело в том, что за 2 года до этой даты финский археолог бывал в этих пещерах, исследовал и публиковал свои материалы. Видимо финны, прочитав публикацию, отправились посмотреть, что же это за интересное место.
Михаил Спичка,ведущий:
Трудно ли было обнаружить эти петроглифы? Камни бывают часто покрыты мхом. Да, и не под каждым углом их можно разглядеть.
Мария Мешалкина,искусствовед, исследователь наскального искусства:
Вы совершенно правы. И в данном случае находка этих изображений тоже была в какой-то степени случайной. Дело в том, что информация о неких знаках на камне встречается ещё в публикации 2009 года, когда местный краевед изучал эти места. А уже чуть более пристально на рисунок смог посмотреть участник нашей команды Илья Агапов, который исследовал сам пещерный комплекс. Он зафиксировал линии, пригласил меня как специалиста по наскальному искусству, а мне уже удалось прочитать рисунок со всеми деталями.
Марианна Дьякова,ведущая:
Понятно, что сейчас многие захотят приехать и посмотреть, как в том далёком 1890-м году. Будет ли что-то препятствовать современным туристам оставлять свои автографы, или народное творчество ничто не должно останавливать?
Мария Мешалкина,искусствовед, исследователь наскального искусства:
Я, конечно, против, чтобы на практически уже выявленном памятнике, который мы планируем научно опубликовать, кто-то из наших современников продолжал оставлять свои надписи. Дело в том, что это место уникально. Здесь соединяется чудесный природный горный комплекс, удивительные пещеры, а ещё мы нашли и наскальные изображения, то есть следы культурной деятельности человека. Поэтому очень хочется сохранить всё в первозданном виде. К тому же я и мои коллеги считаем, что изучать этот комплекс нужно и дальше. Мы собрали команду, у нас есть спелеологи, археологи, искусствоведы, специалисты по организации и разработке туристических маршрутов. Все вместе мы, участники экспедиционного корпуса, это проект Русского вездеходного общества, разрабатываем проект экотропы, который очень хочется реализовать, чтобы у людей было место где отдохнуть, попить чай из термоса, развести огонь в специальном кострище, прочитать информацию о петроглифах на стендах, но при этом ни в коем случае не оставлять своих собственных петроглифов.

Утро в Петербурге 21 декабря

Большой юбилей большого человека: Роман Громадский вышел на сцену в роли самого себя

Большой юбилей большого человека: Роман Громадский вышел на сцену в роли самого себя

Про мечту о мире во всём мире, будущие премьеры и главные книги в жизни на бегу с Ольгой Погодиной-Кузминой

Про мечту о мире во всём мире, будущие премьеры и главные книги в жизни на бегу с Ольгой Погодиной-Кузминой

Настоящая ёлка и побольше света: ТОП-5 лучших мест Петербург для новогодней фотосессии

Настоящая ёлка и побольше света: ТОП-5 лучших мест Петербург для новогодней фотосессии

Christmas coming soon: у Казанского собора установили Рождественский вертеп

Christmas coming soon: у Казанского собора установили Рождественский вертеп

Из лесу к нам пришла: как выбрать самую пушистую красавицу на ёлочном базаре и сохранить её надолго

Из лесу к нам пришла: как выбрать самую пушистую красавицу на ёлочном базаре и сохранить её надолго

Я ношу маску. Андрей Кравчук

Я ношу маску. Андрей Кравчук

«Шуба» в гавайском стиле: готовим модный вариант знаменитого новогоднего салата

«Шуба» в гавайском стиле: готовим модный вариант знаменитого новогоднего салата

«Гофманические балеты Михаила Шемякина»: выставка в Семёновской библиотеке

«Гофманические балеты Михаила Шемякина»: выставка в Семёновской библиотеке

Тепло в интерьере: как сделать самые уютные свечи своими руками

Тепло в интерьере: как сделать самые уютные свечи своими руками

Великое соединение планет: впервые за восемь веков мы сможем увидеть «двойную звезду» Сатурна и Юпитера

Великое соединение планет: впервые за восемь веков мы сможем увидеть «двойную звезду» Сатурна и Юпитера

Дедом Морозом может стать каждый: волонтёры Петербурга поздравляют пациентов детских больниц

Дедом Морозом может стать каждый: волонтёры Петербурга поздравляют пациентов детских больниц

Заедаете стресс? Научитесь справляться с эмоциональным перееданием

Заедаете стресс? Научитесь справляться с эмоциональным перееданием

Дважды премьера: Театр на Васильевском возвращается на большую сцену с новой постановкой «Сон в летнюю ночь»

Дважды премьера: Театр на Васильевском возвращается на большую сцену с новой постановкой «Сон в летнюю ночь»

«Пиши как художник»: книга-инструкция для инстаграм-блогеров

«Пиши как художник»: книга-инструкция для инстаграм-блогеров

Карельские петроглифы на Карельском перешейке: под Выборгом найдены древние наскальные рисунки

Карельские петроглифы на Карельском перешейке: под Выборгом найдены древние наскальные рисунки

Реклама

Обсуждение