Каким может быть археологический музей на Охтинском мысе? Проекты и зарубежный опыт – в репортаже Андрея Федорова.

Юрий Зинчук,ведущий:

«Полетели дальше. И еще продолжим анализировать слова и поступки нашего президента. Тем более, если они касаются непосредственно нашего города. Дело в том, что на днях во время заседания Совета по правам человека Владимир Путин высказал свою позицию относительно будущего нашего Охтинского мыса. Напомню, что Охтинский мыс – это наша петербургская троя. Это археологический заповедник, где век за веком формировался уникальный культурный слой, позволяющий понять, что было на месте Петербурга до Петербурга. Стоянки человека эпохи железа. Шведская крепость Ландскрон 14 века. Ниеншанц, который атаковал Петр Первый. Вся предыстория Петербурга лежит здесь, на глубине нескольких метров на территории этого Охтинского мыса. И вот возникла идея создать на этом месте археологический музей. И вот, как на эту идею отреагировал Президент. Цитирую по сайту Kremlin.ru: «Мы обязательно обсудим это и с петербургскими руководителями, и с собственниками земельного участка, о котором Вы упомянули. Я его хорошо знаю. В целом идея очень хорошая, потому что это уникальное место, эта стрелка. И она подтверждает, что очень важно для меня как для главы Российского государства исторические связи всей этой территории с Россией, с русским народом. И это мне очень интересно» Конец цитаты.

Теперь давайте посмотрим, а чем на самом деле уникально это место. И насколько важно для истории Петербурга сохранить эту уникальность. Для справки, напомню, что сейчас участок этой земли принадлежит «Газпрому». И «Газпром-нефть» планирует построить здесь деловой комплекс. Кстати, комментарии от «Газпрома» мы пока не получили. Будем ждать. И проявлять настойчивость. А пока в нашем репортаже мы опирались на мнения и комментарии других экспертов в этом вопросе. Итак. Андрей Федоров проведет для нас экскурсию по охтинскому мысу. Месту, которое уже получило второе своё название – «Петербургская Троя»».

Андрей Федоров,корреспондент:
«Поэма «Медный всадник» Пушкина до сих пор воспринимается как безоговорочный исторический факт. Якобы, Петр Первый пришел на почти пустые и заболоченные территории. На самом деле, это всего лишь художественный образ. Согласно старинным документам и картам, берега Ниена, так тогда называли Неву, были густонаселены задолго до прихода царя».

Этот небольшой участок земли уже несколько лет называют жемчужиной археологии. Здесь обнаружили сразу несколько культурных слоев. На этом месте стояли шведские крепости Ландскрона и Ниеншанс, а еще это бывший берег древнего Литоринового моря, на дне которого расположен современный Петербург.

Судя по многочисленным находкам, на этом берегу были не только рыбацкие поселки, как предполагалось ранее. В то время, когда Александр Македонский завоевывал Персию и Индию, а древнегреческий философ Платон создавал свою академию, в устье Охты велась активная торговля. В запасниках Эрмитажа и Кунсткамеры хранят и исследуют доказательства –  янтарные украшения и осколки посуды из разных частей света.

Дмитрий Герасимов,научный сотрудник отдела археологии МАЭ РАН:
«Ни в Европе, ни в Азии такого нет. По богатству, по насыщенности разнообразия материала — это уникальная штука. Часто в прессе сравнивают с Троей. Троя – это великолепная история, но она значительно короче по периоду существования. Здесь 6 тысяч лет истории».
Андрей Федоров,корреспондент:
«Кстати, самая старинная из 4-х крепостей, которые нашли на территории Охтинского мыса, принадлежала тоже русским. По данным археологов, ее строили новгородцы почти сразу после Невской битвы. Задачей было – закрепиться в районе и предотвратить попытки шведов вернуться».

Сейчас на заросшей территории сложно разглядеть останки городища 13 века. Но четкие очертания видны на фотографиях и архивных съемках с раскопок. Это строили русские, рядом уцелевшие фрагменты двух шведских крепостей. Впрочем, как выглядела местность, например, в начале 17-го столетия, перед тем, как укрепления штурмовал Петр Первый, можно представить по многочисленным рисункам художников.

Петр Сорокин,руководитель Санкт-Петербургской археологической экспедиции:
«Они там очень хорошо сохраняются. Местами они сохранились даже на высоту 4-х метров, занимают всю территорию мыса. И если единовременно это все вскрыть, то мы увидим 3 или 4 существующих крепости. И это просто бесценный подарок, который дала нам судьба.  Это необходимо сохранить для будущего».
Андрей Федоров,корреспондент:
«После того, как Петр Первый решил возводить город на Неве, территория охтинского мыса превратилась в верфи. Названия предприятий в разные эпохи менялись, но смысл оставался прежним. До 1995 года здесь строили корабли почти всех классов. Затем на выкупленной территории хотели возвести деловой комплекс, который пришлось перенести. Настояла городская общественность. Теперь у владельца другие планы».

И это вовсе не археологический музей. Напротив Смольного, там, где начинался Петербург, компания «Газпром нефть» планирует построить «хрустальный корабль» – деловой центр с общественным пространством. И по заверению японских архитекторов он не затронет важные исторические объекты.

Фади Джабри,исполнительный директор архитектурного бюро NIKKEN SEKKEI (Япония):
«Мы очень бережно относимся к этим историческим местам, там, где нельзя строить, мы не будем строить. А ландшафтные решения должны передать историческую важность этого места. Как это реализовать? Например, люди проходят, там мраморная плита с информацией. Или можно через виртуальную реальность, прикладываем свои телефоны, и ты можем получать информацию об исторических битвах в этом месте».

Хотя, если следовать заграничному опыту, на берегу Невы могли бы появиться исторические фортификационные сооружения. Например, такие. Земляные валы в форме пятиугольных звезд сохраняют в Дании. Крепость «Кастеллет» возле Копенгагена так же строилась в начале 18 века. Или форт «Буртанж» в Нидерландах, который был полностью уничтожен, а затем восстановлен по старинным чертежам. Здесь заново рыли каналы и возводили казармы. Теперь это музейный комплекс и место притяжения для туристов со всего мира.

По мнению археологов, краеведов и историков для создания подобной экспозиции в Петербурге есть все.  В запасниках двух музеев хранятся тысячи экспонатов разных эпох.

Лев Лурье,историк:
«Я думаю, что оптимальным и идеальным было бы совмещение двух функций. «Газпром нефть» — это богатое предприятие. Они думают о своем имидже. И период Газпрома сыграл положительную роль для развития города. Я бы в этой ситуации попробовал найти некий компромисс, который поможет выиграть обеим сторонам. И это было бы идеально».

Как в итоге будет выглядеть одно из ключевых мест, которое определит облик города в 21-м веке, до конца не ясно. Непростой вопрос рассматривается на федеральном уровне. Сейчас важно найти компромисс между развитием города и сохранением уникальной истории.  А еще, чтобы судьбу Охтинского мыса решал не только инвестор, но и жители.