Задать свой вопрос Президенту в этом году мог любой житель страны. Самые яркие и неожиданные моменты на Большой пресс-конференции Владимира Путина – в репортаже Ивана Уварова.

Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:

«Начинаем мы, конечно же, с главного политического события этих дней. Это ежегодная пресс-конференция Владимира Путина. Уже независимо от того, что прозвучало на этой пресс-конференции, можно было заранее сделать вывод. Это будет уникальное событие. Уникальное не по сути, а по форме. Потому что впервые за 20-летний опыт проведения Кремлем таких итоговых ежегодных пресс-конференций она прошла в таком формате.

Сейчас мы зависим от особых обстоятельств, которые требуют таких же особых решений. Вот почему был выбран этот формат. Весь мир, и Россия не исключение, уходит на удаленку. Это, пожалуй, одно из главных слов этого года. Удаленка. Внешне нынешняя пресс-конференция главы государства напоминала большое совещание по зуму или скайпу какой-нибудь огромной мегакорпорации. С одной лишь разницей. По точкам включения участников этого совещания можно было изучать всю географию страны. Вся Россия в одном экране. Точнее на одном экране. Кстати, с высоким разрешением и наилучшим качеством картинки. Вот так бы все проблемы разрешить в стране. А о чем говорил президент? Что хотел сказать? Как его услышали? И что хотели услышать? Об этом – в репортаже Ивана Уварова».

Иван Уваров,корреспондент:
«»Москва, Путину». Задать свой вопрос президенту в этом году наравне с журналистами мог любой житель страны. В онлайн режиме. Не смотря на то, что телеканал «Санкт-Петербург» присутствовал на пресс-конференции, свой вопрос на всякий случай мы все же оставили и в интернете. Короткий вопрос, который подразумевает короткий ответ. В одно слово, буквально: слово 2020-го года  от Владимира Путина – какое оно?»

За 4 часа 29 минут, столько длилась пресс-конференция, громких новостей и заявлений  не было. Но в наше время отсутствие новостей — тоже хорошая новость. По уже сложившейся традиции, большую пресс-конференцию Владимира Путина разобрали на цитаты. Про внешнюю политику, про проблемы, которые мы переживаем сейчас, про клевету, сплетни и слухи, которыми наполнен интернет, про книги, которые читает внукам, про семью.

В эфире прозвучали 60 вопросов. От Петербурга и Ленинградской области — всего два. Один из них — от пенсионера из Волосовского района. Анатолия Терехова. Его обращение, как и десятки других, Президент зачитал с листа. Можно только представить, как в этот момент по ту сторону экрана замерло сердце у чиновников Волосовского района Ленинградской области.

По поводу «поведения одного из сотрудников» пенсионного фонда Волосовского района идет прокурорская проверка. Чиновники отрицают, что Терехов обращался к ним в этом году. Тем временем, пенсионер в пятницу заявил: проблема  решена. Надбавки ему не полагались.

По мнению многих экспертов, эта пресс-конференция носила, скорее, терапевтический характер, нежели информационный.

Станислав Еремеев,политолог, ректор ЛГУ им. А.С. Пушкина:
«Президент затронул базовые проблемы, волнующие большинство граждан: здравоохранение, актуальность рабочих мест, бедность, вопрос доходов населения».

Да, традиционные вопросы предполагали таки же традиционные ответы. Один из них  – про выборы главы государства в 2024-м году.

Дмитрий Гавра,политолог:
«Мы же понимаем прекрасно, что этих вопросов могло и не быть в эфире, мы не услышали замазывания, увиливания, ухода от «больных тем»».

В общем, по содержанию – ровно . Без информационных всплесков и сенсаций. Словом, предсказуемо. Но, кажется, что суть этой большой пресс-конференции — не главное. Главной стала форма. Впервые общение президента с журналистами прошло с поправкой на коронавирус –  в режиме онлайн. Кремль переехал в Ново-Огарево. Регионы объединились по округам. И все на удаленке. Картинка этой пресс-конференции больше напоминала совещание крупной компании в зуме или скайпе. По перекличке регионов можно изучать географию нашей огромной страны. От Владивостока до Ставрополя.

Впервые пресс-конференцию главы государства совместили с прямой линией. Параллельно работал колл-центр, где принимали вопросы от граждан.

Дмитрий Солонников,политолог:
«Попытка через колл-центр собирать вопросы, их как-то обобщать, после этого задавать президенту – это работает, но это больше похоже на аналитику, чем на вопрос, заданный с территории, конкретный вопрос, конкретного лица от колл-центра, этого мы не услышали».

Заголовок для новостных лент все же появился. В финале пресс-конференции. Выплаты семьям с детьми до семи лет. Предновогодний подарок.

Иван Уваров,корреспондент:
«Не напрямую, но зато косвенно, президент все же ответил на наш вопрос. Итак, слово 2020-го года  от Владимира Путина. Какое оно?»
Владимир Путин,Президент России:
«Год был… Что значит «плохой»? Это как погода: она бывает плохая или хорошая? Погода – она и есть погода».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:
«Надо еще в продолжение темы обязательно отметить еще одну особенность этого события. Дело в том, что такие мероприятия должны разрешить одну из главных проблем в нашей стране. Проблему коммуникации между сообществами. Ведь мы очень часто не слышим друг друга. Условно говоря, есть сообщество власти. Есть сообщество граждан. Есть сообщества каких-то российских элит. И между ними нет горизонтальной системы коммуникации и взаимодействия. Дефицит информации между этими сообществами не позволяет быстро и оперативно понимать друг друга и договариваться друг с другом. Это одна из важнейших проблем. Мы не слышим друг друга. И вот такой формат, когда выходит президент перед всей страной и говорит: «Я здесь. Спрашивайте», — это дорого стоит. И это очень важно для современной России в современной цифровой эпохе. И в связи с этим у многих экспертов возникли замечания по поводу нашей работы, работы журналистского сообщества. И они абсолютно справедливы. Почему большинство участников этой пресс-конференции таки не смогли задать острые и злободневные вопросы? Или журналисты разучились задавать такие вопросы? Или их больше не осталось? Ну, но вот, например, девушка с надписью «Я беременна». Ей как беременной дают возможность задать вопрос. Вопрос никак не касался темы материнства и детства. Девушка просто рассказала историю про какого-то журналиста, которого травят в соцсцетях. Причем даже Путин минут 5 разбирался, кто кого травит, за что и в чем суть вопроса. Или, например, главный спортивный телеканал страны в тот самый день, когда нашу страну международный спортивный арбитражный суд в Лозанне отстранил от всех мировых спортивных соревнований, в этот день, когда все мировые СМИ обсуждают это отстранение России от мирового спорта, представитель главного спортивного канала России спрашивает главу государства про это… И это лицо нашей современной российской журналистики. Хочется сказать словами великого спортивного комментатора Озерова: «Нет, такой хоккей нам не нужен». И такая журналистика тоже».