В гостях у программы «Утро в Петербурге» Юрий Александров, художественный руководитель театра «Санктъ-Петербургъ Опера», народный артист России.

Михаил Спичка,ведущий:
В театре «Санктъ-Петербургъ Опера» 18 и 19 декабря состоится премьера спектакля «Электра». Никакой любовной лирики, в фокусе человеческая психика, причём тёмная её сторона. Юрий Исаакович, насколько сложна музыка Рихарда Штрауса для неискушённого слушателя?
Юрий Александров,художественный руководитель театра «Санктъ-Петербургъ Опера», народный артист России:
Это сочинение ознаменовало начало XX века. Это икона XX века. Экспрессионизм, Первая мировая война, первые газовые атаки, исследования Фрейда. Основой послужила пьеса Гуго фон Гофмансталя. Рихард Штраус был покорён этой лексикой, этим проникновением в дебри человеческого сознания. И написал сложнейшую, но восхитительную музыку. Когда мы начали работать, мы даже думали, что это не наш жанр, потому что мы – люди бельканто, русской национальной певческой школы, а тут совсем другой принцип, где слово так же важно, как музыка. В опере же обычно слова не разобрать.
Марианна Дьякова,ведущая:
Получается, что зрителю предстоит большая работа по восприятию этого сложного материала. Готов сейчас к этому зритель? Почему сейчас это актуально?
Юрий Александров,художественный руководитель театра «Санктъ-Петербургъ Опера», народный артист России:
Я часто слышу, что надо бы нашему зрителю что-нибудь попроще. Но упрощённо подходить к петербургскому зрителю я не могу. И, кстати, в 20-е годы «Электра» уже шла в Малом оперном театре. Это уже пройденный материал. А время созвучно темам Софокла. Тема отцов и детей. Мы помним сестёр Хачатурян, которые убили отца. А в этой пьесе из-за мести Электра мечтает убить свою мать, потому что мать способствовала убийству отца. Это клубок человеческих комплексов. Чувство мести – сегодня очень актуальная тема. Мы не могли не отозваться. Мне показалось, что время «Электры» настало. Больше года мы работаем над этой сложнейшей партитурой и удивляемся насколько гениальны Штраус и Гофмансталь.
Михаил Спичка,ведущий:
Если опера будет на немецком языке, имеет ли смысл зрителям хотя бы либретто прочитать на русском?
Юрий Александров,художественный руководитель театра «Санктъ-Петербургъ Опера», народный артист России:
Необязательно. У нас сейчас бегущая строка есть. Это европейское требование. Публика всё будет понимать. Главное, чтобы публика была! Потому что 25% заполняемости зала!.. У меня ещё такого не было в жизни. Это первая премьера с непереполненным залом.
Марианна Дьякова,ведущая:
Очень интересное, яркое оформление. Расскажите о том, как создавались костюмы и декорации.
Юрий Александров,художественный руководитель театра «Санктъ-Петербургъ Опера», народный артист России:
Оформление народного художника Вячеслава Окунева – главного художника Малого оперного театра. Мы часто вместе работаем. Задумана двухэтажная декорация – клетка, в которой мечутся персонажи. Наверху эта клетка роскошная, золотая, а внизу ужасная. Но люди и в золотых клетках страдают. И вырваться из клетки, которую мы сами себе выстраиваем очень сложно. Это многослойный спектакль, поэтому мне хотелось бы, чтобы публика задумалась, когда посмотрит.
Михаил Спичка,ведущий:
Юрий Исаакович, до Нового года остаётся совсем немного времени. Уже приняли решение, как будете отмечать этот праздник?
Юрий Александров,художественный руководитель театра «Санктъ-Петербургъ Опера», народный артист России:
Это решение я принял тогда, когда у меня появились внуки. Это детский праздник. Пандемия тут ни при чём. Это семейный праздник у ёлочки. Единственное, мы не сможем сейчас пригласить Деда Мороза, у него тоже карантин, поэтому придётся мне одеться Дедом Морозом и выполнить эту миссию.