Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:

«На этой неделе начинаются традиционные Дни Эрмитажа, приуроченные к главному музейному празднику – дню Святой Екатерины. Годом основания музея считается 1764-й, так как именно в тот год императрица Екатерина II приобрела у берлинского купца Гоцковского коллекцию картин, которая легла в основу эрмитажного собрания. А как сейчас главный музей страны живет и работает в условиях второй волны пандемии. Как выглядит Эрмитаж без китайских туристов и какими событиями будут отмечены дни Эрмитажа в этом году? В формате, как сейчас принято говорить, удаленки мы обсудили эти темы с Михаилом Пиотровским

Первый вопрос. Удаленка – это плохо или хорошо? Или не надо такими категориями оценивать? Вы эффективнее стали работать?».

Михаил Пиотровский,директор Государственного Эрмитажа:
«Во-первых, это часть нашей реальности. Теперь мы можем анализировать. С одной стороны, мы стали работать эффективнее, люди заранее записываются, не толпятся, не ходят в шортах по музею. С другой стороны, количество людей ограничено, денег мы получаем значительно меньше. Зато есть какой-то порядок. Мы освоили ваши телевизионные штучки, работу онлайн. В социальных сетях целые серии программ. Но когда мы достигаем предела, становится ясно, каковы достоинства общения человека с вещью. Оказывается, что раньше было многое лучше. Сейчас мы совмещаем онлайн и офлайн».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:
«Вы рассказали о положительных моментах: можно остановиться, рассмотреть, укрупнить. Но мне кажется как вашему посетителю, что выхолащивается элемент соприкосновения живого с произведением искусства».
Михаил Пиотровский,директор Государственного Эрмитажа:

«На самом деле, разговор о прямом соприкосновении с искусством – это больше разговор, чем реальность. Потому что обычно время общения человека с  искусством в Эрмитаже – полтора часа. Бегом, все толпятся, человек находится в истерике, потому что простоял очередь, и очень немногое может увидеть. Сейчас, рассмотрев все внимательно, подготовившись, проверив самостоятельно, тогда приходит в Эрмитаж, смотрит внимательно, тут он начинает по-настоящему понимать, в чем прелесть, каким образом, где эта энергия. Люди в залах смотрят не только на стандартный набор «павлин – мумия – Леонардо да Винчи». Они смотрят на другие картины – я это вижу по камерам. И видно, что они находят там что-то. Общение становится более внимательным. Надо из всего извлекать положительный результат, понимать, что плохое помогает высветить хорошее. Мы начинаем ценить хорошее.

Это не только цифровая реальность. Это нас приучает жить в одиночестве. Есть определенная эстетика в одиночестве. Мы все живем в одиночестве. Напомню, Эрмитаж – это место уединения. Мы начинаем понимать плюсы и минусы одиночества. Сначала: ох, как хорошо: удаленная работа, на работу ходить не надо. Потом: ох, как плохо, на работу не попасть. Потом опять хорошо вырабатывается другая логика и стиль жизни».       

Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:
«Дни Эрмитажа в этом году как будете проводить? Ограничительные меры сильно повлияли на ваши эрмитажные ритуалы. Но все-таки: что будет? Как будет?»
Михаил Пиотровский,директор Государственного Эрмитажа:
«Будет все, что было, только в несколько ином режиме. Все выставки откроются. Новая форма открытия: стою я, недалеко стоят кураторы, передо мной лента. Я говорю речь, потом мы проводим экскурсию. Здесь каждый человек сможет принять участие в открытии. Все будет. Но все будет немного в другой форме. Можно считать в усеченной, а можно считать – новой и интересной».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:
«Вы сейчас общаетесь с коллегами в Европе и мире – у них те же беды? Те же проблемы? Или они как-то по-другому проходят через это суровое испытание?»
Михаил Пиотровский,директор Государственного Эрмитажа:

«У них абсолютно те же проблемы. Мы с ними общаемся очень много, почти каждый день у нас происходят какие-то заседания. Все те же проблемы: нет посетителей, финансовые трудности, нигде ничего пока не улучшается.

Весь мир – большой город. С одной стороны, все одинаковые, а с другой – все перестают общаться. Виртуально – да. А нормально никто не общается. Как нейтронная бомба, вещи ездят через границу, а люди не ездят».

Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:
«Мой друг сходил в Эрмитаж и сказал, надо обязательно посетить Эрмитаж, потому что, помимо всех шедевров, ты увидишь одну удивительную особенность – нет китайских туристов»
Михаил Пиотровский,директор Государственного Эрмитажа:

«Юрий, мне это, честно говоря, надоело. Все туристы орут и шумят. Русские туристы ничуть не лучше китайских. Во-первых, нет людей в шортах, небрежно одетых. Сейчас турист только российский, аккуратно ходят, аккуратно одеты, немного народа. Нет толпы. В музее должны быть люди. Но людей должно быть немного.

Надо искать другие способы зарабатывать деньги, чем самый примитивный – побольше-побольше билетов. Мы работаем и придумываем другие пути».

Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:
«Расскажите, что за история с французским бароном, наследством, которое он завещал нашим любимым эрмитажным котам? Эрмитажные коты уже прокутили все наследство? Или что-то осталось самому Эрмитажу?»
Михаил Пиотровский,директор Государственного Эрмитажа:
«Наши коты не пьют, так что быстро не прокутят. Некий француз действительно много завещал на благотворительность, в том числе, эрмитажным котам. Кстати, один из способов монетизации. Наши коты все живут на благотворительные взносы. Это деньги небольшие, но очень красивый жест».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:
«В одном из интервью вы привели в пример, как нам в этом мире действовать и выживать, одну арабскую поговорку, где говорилось о терпении и сдержанности. Можете напомнить и пояснить?»
Михаил Пиотровский,директор Государственного Эрмитажа:
«Я ее много раз повторяю, на вашем канале тоже, «Терпение прекрасно». Такое простое выражение того, что говорят все серьезные религии. Человек должен быть смиренным, надо понимать, что, смиряя гордыню, ты делаешь счастливее себя и других. Пандемия – очень философское событие. Когда ситуация такова, что ты не знаешь, будет ли завтра, это очень важно, чтобы выжило все человечество».