АНДРЕЙ СМИРНОВ,ведущий:

Арсенальная набережная. 1 декабря 1892 года была открыта тюрьма «Кресты». Антоний Томишко (1851 – 1900) – российский архитектор

Миллион двести кирпичей, семьсот заключённых-строителей и одна ненайденная камера. Всё это — легендарные петербургские «Кресты». Официальная дата их открытия – 1 декабря 1892 года. А в 2020-м исполнилось 120 лет с момента смерти их создателя – российского архитектора с чешскими корнями – Антония Томишко. «Кресты» появились здесь не случайно. В начале XVIII века на месте главной тюрьмы страны был пивоваренный завод, а во времена Анны Иоанновны здесь появились винные погреба и весь квартал стал называться «Винный городок».

СИЗО №1 УФСИН РФ по СПб и ЛО, Арсенальная набережная, дом 7  

В 1868 году при Александре II погреба переделали под места заключения. Комплекс сооружений для краткосрочного содержания арестантов спроектировал архитектор Владислав Львов. Эти помещения получили название – Центральная пересыльная тюрьма, или сокращённо — «централ». Однако она не выдерживала активной эксплуатации. Поэтому первому зодчему тюремного ведомства Антонию Томишко поручили возвести здесь новые здания.

Арестантский корпус «Крестов»      

При строительстве «Крестов» в раствор клали куриные яйца — чтобы стены были крепче. Так на Руси издревле возводили храмы. Вот и получилась тюрьма-храм, тюрьма-крест. Но Антоний Томишко не случайно выбрал именно эту форму. Он считал, что каждый преступник – это грешник, и отсюда идея креста – идея покаяния. Архитектор полагал, что, находясь в одиночном заключении и обращаясь ко Всевышнему, преступник раскается в совершённом злодеянии.  

«Кресты» строились как тюрьма-одиночка. По легенде архитектор Томишко сказал императору Александру III: «Ваше величество, я для вас тюрьму построил». Царь ответил: «Не для меня, а для себя!» — и заточил архитектора в камеру № 1000, где тот якобы и умер. Эту камеру до сих пор так и не нашли. Кстати, в «Кресты», в основном, сажали политических заключённых, потому что в Уголовном уложении оскорбление монарха и монархического строя Российской Империи каралось особо жестоко.

Келья арестанта (конец XIX века)

«Кресты» были самой передовой тюрьмой на конец 19 века. Комплекс включал в себя два арестантских корпуса с одиночными камерами, административный – с церковью, входное здание с квартирами надзирателя, дома для сотрудников, кухня с пекарней, четыре больничных корпуса, инфекционный корпус, баня, котельная с электрогенератором, ледник, кузница – всего 20 отдельно стоящих зданий, часть которых была связана переходами или чугунными трапами. Всё было выполнено по новейшему слову техники: первая электрическая лампочка здесь загорелась ещё в 1887 году, были устроены вентиляция и центральная отопительная система. Проект Томишко быстро стал примером: по его образцу строились тюрьмы в Весьегонске, Вязьме, Одессе и других городах – всего около 30.

В «Крестах» 930 камер, изначально рассчитанных на 1150 арестантов. После революции 1905 года здесь сидели Лев Троцкий и Анатолий Луначарский. А в 1917-м большевики заточили в этих стенах всё Временное правительство, кроме сбежавшего Керенского. В 30-е годы 20 века «Кресты» были переполнены жертвами сталинских репрессий, среди них были поэт Николай Заболоцкий, маршал Константин Рокоссовский, актёр Георгий Жжёнов, историк Лев Гумилёв, которого каждый день навещала его супруга – Анна Ахматова. В этот период на семи квадратных метрах размещался не один человек, как задумывал архитектор, а 15-17. В конце XX века в общее количество лишённых свободы доходило до 12 000.

Лёнька Пантелеев (настоящее имя Леонид Пантёлкин), годы жизни: 1902 – 1923

В 1922 году произошёл первый в истории «Крестов» побег. Его совершил знаменитый налётчик — «Лёнька Пантелеев, сыщиков гроза: на руке браслетка, синие глаза». Но на воле он пробыл недолго — через несколько месяцев его разыскали. До конца 20 века были зафиксированы ещё пять попыток бегства. 

Церковь Святого Александра Невского при следственном изоляторе «Кресты»

На верхнем этаже административного корпуса силами заключённых возвели пятиглавую церковь святого Александра Невского. Купола были сделаны из покрашенного в белый железа, а стены – из красного кирпича в русской «кружевной» манере. В ней одновременно могли находиться 400 человек, но между арестантами устанавливались невысокие деревянные перегородки, открытые с передней стороны, чтобы и здесь их разобщить. В 1918 году кресты с куполов демонтировали, а помещение использовали как клуб. Престол и иконостас вернулись на своё место уже в следующем веке, ну а три года назад «Кресты» переехали в своё новое здание в Колпино.