Давайте поиграем в «Аббатство Даунтон». Сериал давно стал именем нарицательным, обобщением великосветской жизни, вернее представлений о ней.

Как-то так, наверное, в нашем понимании выглядит счастливый мир, где неприятность — это кофе, пролитый на белые брюки, где смысл сказанного зависит от тона, с которым хозяйка дома произносит: «Герцогиня, еще чашечку чая?». Где никакие обстоятельства не могут поколебать, говоря словами незабвенного Берти Вустера «настоящий феодальный дух».

Поэтика этого дивного старого мира слуг и господ — его, можно сказать, исследуют в Юсуповском дворце. «Высокая кухня, взгляд снизу» — так организаторы объединили верхи с низами в интерактивную экскурсию с кулинарным мастер-классом.

В двух словах — участникам предлагают пройти весь путь слуги, готовящего дворец к банкету. Страшновато, как себя в таких кругах вести?! Мне когда-то помогала провести интервью с настоящим герцогом его кормилица, она уронила его в детстве. Главное, сказала она — не забывай называть его «милорд» и «ваша светлость» и все будет в порядке.

— Я представляю дворецкого их сиятельств и нахожусь здесь, чтобы искать соискателя на место прислуги по случаю приезда их сиятельств во дворец из своих Крымских имений.

«В доме Князя Николая Борисовича Юсупова нужны камердинер, лакей, горничная и кухарка». Это объявление и привело меня ко дворцу на Мойке, как-никак на дворе начало XIX века, а я — горничная, бывшая в услужении у генеральши Евсюковой. У меня и аттестат есть!

— Несмотря на молодость, к слову, я бойка и сметлива, я нраву кроткая.

Обещав 10-12 рублев в месяц (а работать в этом имении почетно — здесь даже белье слугам стирают прачки) бойких и сметливых соискателей проводили туда, где все пылает и кипит. Именно здесь начинается экскурсия с превращением «Высокая кухня, взгляд снизу», новый проект Юсуповского дворца.

Наталья Зайцева,историк, кандидат искусствоведения:
«Великие историки прошлого говорили, что историю нужно переживать эмоционально, и это очень важно. Мы предлагаем прожить 4 часа так, как проживал его слуга Юсуповского дворца, увидеть помещения, которые не видит никто, кроме сотрудников дворца. Это все основано на архивных документах, мы знаем все, как здесь было, мы знаем, как покупали продукты, мы знаем, какие обязанности были у каждого слуги, что делал управляющий».

И даже, чем кормили слуг на завтрак.

Анна Орловская,корреспондент:
«Греча, блины и квашенная капуста. Еда у слуг была простой, но очень сытной. И, к слову, достаточно вкусной».

Запили иван-чаем, пора и выполнить ряд обязательств: выучить правила сервировки стола, где одних только способов складывания салфеток описывалось до 39, не говоря о разнообразии посуды. И не забыть об осанке во время встречи княжеского гостя на парадной лестнице. Роль играет даже выражение лица!

— Попрямее спинку, да, а плечи пониже.

Ведь совсем скоро состоится важная трапеза, присутствовать на которой, впрочем, нам не удастся.

Дабы слуги не выносили сор из избы, их присутствие должно быть минимизировано во время непарадных застолий. Поэтому создана была такая система: блюда приносятся в буфетную и ставятся в этот шкафчик. И уже из этого шкафчика в буфетной эти блюда берутся одним слугой и разносятся присутствующим.

Кстати, лакеи, горничные и кухарки жили здесь же, во дворце. Посмотреть на комнаты для прислуги обычно непозволительно. Но только не для тех, кто заступает на служение князю.

Анна Орловская,корреспондент:
«Как вам эти низкие потолки? Это комната для горничных, таких, как я. Она располагалась прямо над покоями княгини. И, обратите внимание, здесь сохранились вешалки конца XIX – начала  ХХ века».

Сегодня их сиятельство оказались благосклонны и позволили прислуге отведать блюда с господского стола. Например, этот печеночный паштет по старинному рецепту, который готовили целых 7 часов! И помним об этикете.

— Помните, мы подносим. Нет, неправильно! Как я говорил подносить? Надо подносить с левой стороны.

А луковый суп на бургундском вине с утопленным хлебом — обязательное блюдо в меню знатных фамилий — стал изысканным завершением насыщенного, хлопотного дня в прекрасном дворце.