Cмотреть прямой эфир Сейчас в эфире:
  • 17:25
  • +22°

Расскажите всем, что случилось

Пожалуйста, указывайте дату, время и место события, излагайте объективные факты. Вы можете приложить к тексту видео, фотографию или документ. Если вы хотите прислать чужое видео или фото — не забудьте указать ссылку на источник. Мы будем признательны, если вы укажете достоверную контактную информацию, чтобы мы могли связаться с вами и уточнить детали.

Приложите файл

Отправляя этот материал, вы соглашаетесь на передачу всех интеллектуальных прав согласно условиям.

Юбилей Андрея Трезина. Первому главному архитектору Петербурга 350 лет

203
Поделиться:

К тому, как удача складывает жизнь в судьбу, можно подобрать множество примеров. Из необходимых – история первого архитектора Петербурга Доменико Трезини. 

В этом году благодарный город отмечает его 350-летие. Неизвестен лишь день, на который полагалось бы наметить юбилей – точная дата его рождения. И не только. Само имя – Доменико Андреа или Доменико Джованни? Говорят, что царь Петр, а за ним мастеровые, работавшие под началом зодчего, звали его Андрей Якимович Трезин. 

Андрею Якимовичу повезло родиться итальянцем, учиться у венецианских мастеров Ренессанса и повстречать русского посла в Дании, который и позвал его в Россию. Результат – может ли архитектор о большем мечтать – заложил фундамент одного из красивейших городов Европы. 

Из рук архитектора вышло сердце Петербурга – Петропавловская крепость, которую он до конца жизни называл первейшей из главных работ. Да и из остальных не выберешь вторые – Александро-Невская Лавра, Двенадцать коллегий, Дворец Петра. 

Архитектор, в принципе, дал образец того, как полагается выглядеть дому в Петербурге, построил «образцовый дом для зажиточных» – городской каменный особняк, который должен был исцелить уродливость местного домостроения. 

Судя по многим образчикам современной архитектуры, мы по-прежнему нуждаемся в таком примере. Что поделать, чувство гармонии и меры не является нашей исконно национальной чертой, требует помощи иностранцев. Зато у нас песни красивые! И – чутье на талантливых людей. 

О творчестве Доменико Трезини – общеизвестном и неслыханном ранее – в материале Виктора Высоцкого.

Выходцу из маленького городка итальянской Швейцарии Доменико Трезини судьбой был дарован великий шанс оказаться на берегах Невы в первые дни творения новой русской столицы. Он вместе с императором Петром Великим начинал ее строительство во всех смыслах с чистого листа. 

Трезини прибыл к нам из Копенгагена. В 1703-м году, когда посол Измайлов подписал с ним контракт о приеме на русскую службу, ему было около тридцати лет, но на поприще архитектуры к тому времени он ничем выдающимся не отличился. От этого до сих пор остается вопрос, почему пригласили именно его? А он, приехав, почти сразу стал главным, и некоторое время оставался едва ли не единственным архитектором Петербурга.

ЕЛЕНА ИВАНОВА,хранитель фонда архитектуры Научно-исследовательского музея при Российской Академии художеств:
«Говорят, правда, что в столь перспективном предложении сыграли роль его земляки и коллеги, ибо родина Трезини десятками воспитывала именно архитекторов, среди которых были и выдающиеся, как, например, Борромини. Впрочем, поначалу в Трезини видели только инженера-фортификатора. Поэтому пробой его пера в 1704-м году стало укрепление форта Кроншлот в фарватере Невы на первом насыпном острове подле Кронштадта. Вслед за тем ему было поручено уже строительство крепости на Заячьем острове в Петербурге».
МАРИЯ ЛОГУНОВА,главный научный сотрудник Государственного музея истории Петербурга:

«В XVIII веке архитектор должен был быть сведущ не только в технологии строительства, но также знать мифологию, эмблематику и историю. Эти знания нужны были и Доменико Трезини для того, чтобы сделать Петропавловскую крепость не только строением для защиты града Петра, но и презентацией как растущей силы государства, так и образцовых качеств суверена. 

В Иоанновских воротах мы можем прочесть влияние родной Трезини итальянской архитектуры, а также некий политический месседж.

Подписав контракт на один год, Трезини остался в России на всю жизнь. Он был очень занят: приходилось наблюдать за 30 – 40 проектами одновременно, обучать архитекторов, возглавлять созданную Петром «Канцелярию городовых дел» и даже заниматься музыкой, точнее – музыкантами, поскольку к канцелярии были приписаны пять барабанщиков и четыре гобоиста. И однажды количество работ перешло в их качество».

ЕЛЕНА ИВАНОВА,хранитель фонда архитектуры Научно-исследовательского музея при Российской Академии художеств:
«Петропавловский собор – безусловный шедевр Доменико Трезини. В этом новом для православной традиции типе храма, опирающемся на древнеримскую базилику, воплотилась новая государственная идея включения России в европейский культурный контекст с молодой столицей – вторым после Рима градом святого Петра во главе».

Этот корабль-собор на Васильевском острове готов был бы встретить его автор, Доменико Трезини, но он, точнее его бронзовый представитель стоит несколько поодаль, у своего бывшего дома. 

Благодаря создателю этого памятника, скульптору Павлу Игнатьеву мы смогли познакомиться с еще одной, почти никому не известной постройкой самого петербургского мастера, усадьбой близ Ораниенбаума». 

Культурная эволюция, 31 октября

Русский роман на американской почве в новом спектакле Александра Баргмана «Анна в тропиках»

Русский роман на американской почве в новом спектакле Александра Баргмана «Анна в тропиках»

Культурный вандализм. Стрит-арт художников академии Штиглица

Культурный вандализм. Стрит-арт художников академии Штиглица

Реалистический спектакль «Палачи» мистического театра «У моста»

Реалистический спектакль «Палачи» мистического театра «У моста»

Фольклорная иллюстрация. Инфернальные образы в работах Бориса Забирохина

Фольклорная иллюстрация. Инфернальные образы в работах Бориса Забирохина

Юбилей Андрея Трезина. Первому главному архитектору Петербурга 350 лет

Юбилей Андрея Трезина. Первому главному архитектору Петербурга 350 лет

Елена Санаева о спектакле «Фаина. Эшелон», жизни и мужчинах ее жизни

Елена Санаева о спектакле «Фаина. Эшелон», жизни и мужчинах ее жизни

Опера «Дон Карлос» с Анной Нетребко на сцене Мариинского театра

Опера «Дон Карлос» с Анной Нетребко на сцене Мариинского театра

«Спектакль-ходилка». Как прошел балет «Воздух» на фестивале «Context. Диана Вишнева»

«Спектакль-ходилка». Как прошел балет «Воздух» на фестивале «Context. Диана Вишнева»

Итоги выставки Александра Лаппо-Данилевского и Бениты Эссе в KGallery

Итоги выставки Александра Лаппо-Данилевского и Бениты Эссе в KGallery

Исламский клинок с православным крестом Александра II. Фонд «Оружие» Царского Села

Исламский клинок с православным крестом Александра II. Фонд «Оружие» Царского Села

Вечер памяти Дмитрия Хворостовского и выставка «Голос, который покорил мир»

Вечер памяти Дмитрия Хворостовского и выставка «Голос, который покорил мир»

Реклама

Обсуждение