После кино самое время для сериала. И снятого ни где-то, а, собственно, в структуре нашей программы. Он начался с того момента, когда Русский музей открыл самый масштабный проект года, собрав в четырех своих дворцах-филиалах полторы тысячи работ. Вряд ли вы ничего не слышали о выставке «Художники и коллекционеры — Русскому музею. Дары». 

Как я уже обрисовал, масштабы ее неохватны, мне точно неизвестно, но наверняка, если в эти дни кто-то и совершил весь этот длинный путь — это характеризует скорее не любознательность, а выносливость. По счастью, с самого начала — мы резонно решили, что раз уж точно придется выбирать, то пусть это сделает человек, который точно знает все эти работы. Провожатым стала заместитель директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова. 

В прошлых выпусках программы она уже неоднократно выбирала лучшее на свой вкус, а личный выбор — всегда чем-то похож на исповедь. Смотрите в предыдущих сериях. А на этот раз Евгения Николаевна ведет рассказ из Михайловского замка, среди рисунков и семейных портретов, в интерьерах позапрошлого века.

Евгения Петрова, заместитель генерального директора Государственного Русского музея по научной работе:

«Портрет Елизаветы Алексеевны пришел из императорской семьи. Автор этого портрета — английский живописец, который очень много сделал в России. В частности, он сделал портреты для галереи 1812 года. Писал много портретов не только императорской семьи, но и дворянства.

Портрет Елизаветы Алексеевны совершенно особенный в его творчестве. Потому что, как правило, он писал парадные портреты. Большие, пафосные. В данном случае все совсем наоборот. Лиричный портрет, лирический образ. Очень красивый по цвету портрет. И все это соответственно характеру персонажа, который изобразил. 

К Елизавете Алексеевне было вообще особое отношение. Ее называли ангелом. Она не лезла никогда ни в какие политические дела, много занималась благотворительностью, помогала художникам. Было много у нее личных трагедий, неприятностей. Но все равно до конца дней оставался образ светлый, очень женственный образ. На императрицу как-то и не очень похожа. Поэтому этот портрет хотелось показать. Ее портретов в живописи сохранилось достаточно немного. Не так как Екатерины II. Видимо, потому что она старалась как-то быть немножко в тени всего этого. Этот портрет тем и ценен.

Почему останавливаемся на этой картине. Я не думаю, что зрители ее помнят. Она редко бывает на выставках, ее нет в экспозициях. Она тоже подарена императорской семьей.

Чернышев — один из них. Алексею Чернышеву был задан в Академии художеств такой сюжет. Об отъезде офицера на службу. Это программная картина. Она не написана им просто для себя, это программная картина, написанная для звания на золотую медаль в АХ. Алексей Чернышев пишет эту картину, получает золотую медаль, и эту картину приобретает Николай II. Потом он дарит эту картину своему сыну. Уже от сына попадает к нам, в Русский музей. Такова ее судьба. Почему я так акцентирую внимание на передвижниках, потому что посмотрите на этот сюжет. На то, как развивается этот сюжет. Как живо это рассказывается. Вплоть до того, как на ступеньках дома стоит человек с бутылкой. Он еще бутылку передает в путь отъезжающему офицеру. Как это все происходит по-домашнему, очень так поэтично.

Алексей Егоров — это автор этого портрета. Это совершенно потрясающий художник, но он мало известен. Он был рисовальщиком. Как про него говорили: он мог начать с одной точки и просто одним адресом прорисовать всю фигуру. Он славился этим своим качеством как художник. Но первую половину XIX века и в основном Алексей Егорович занимался церковными образами.

Вот этот портрет Марии Буяльской. Разве можно представить, что этот портрет написал художник, посвятивший себя религиозному творчеству. Как написал красный цвет, как написана черно-зеленая одежда. Это потрясающий портрет сам по себе: и как характеристика персонажа, и как художественное произведение.

Она жена профессора, хирурга. Он работал в военной медицинской академии. Он анатом. И я так думаю, что не случайно Алексей Егорович писал портрет его жены. Тогда были анатомические классы в академии художеств, изучали тщательно. Этот портрет дань дружбы с этим семейством». 

Сам художник занимает в моей жизни потрясающее место, потому что я начинала работу в Русском музее с того, что делала научный каталог по произведениям Алексея Егорова, которых в фонде рисунков у нас примерно около 300. Я знаю Алексея Егорова, прошлась по его пути, по его графическому наследию очень тщательно».