Каменные исполины пролежали на дне Выборгского залива 200 лет. Попытки поднять их предпринимались еще с середины прошлого века. И только в 2020-м нашли решение, как это сделать. Репортаж Кирилла Радиона.

Юрий Зинчук,ведущий:

«Очень интересная информация. Петербург возглавил рейтинг российских городов, в которые туристы возвращаются снова и снова. На языке специалистов туристической отрасли это называется «мегаполис отложенного или многократного спроса». То есть, приехав к нам один раз, люди опять тянутся к Петербургу и приезжают второй, третий раз и так далее и так далее.

По данным этого исследования, практически каждый третий опрошенный россиянин отметил, что приезжает в Петербург регулярно. А вот как этот рейтинг выглядит в масштабах всей России. Итак, первое место – это мы. На втором месте – Сочи, где темные ночи. Третье место – Крым и, в частности, Севастополь. И лишь потом, внимание, Москва. Всего лишь четвертое место. Пятое – Кисловодск. Потом, соответственно, Казань, Калининград и Ростов-на-Дону.

И можно долго говорить об этом, почему люди к нам едут. Почему так тянутся к нашему городу. Не то, что передачи, можно сто тысяч передач сделать на эту тему, и все равно до конца не ответишь на этот вопрос, почему так притягателен для всех этот феномен – Санкт-Петербург.

Вот лишь одна из примет этого. Недавно со дна залива в Выборге были подняты пропавшие гранитные колонны для одного из соборов Петербурга. То ли Казанского, то ли Исаакиевского. При транспортировке этих колонн более 200 лет назад судно затонуло, все это время они лежали на дне залива. Теперь их нашли и достали. Каждая из них весит около 45 тонн. Ну, вот где вы еще найдете такой город, который строился так, что следы от этой глобальной стройки можно обнаружить даже на дне моря? Невероятно! Говоря языком журналистских штампов, которые так любят использовать в своих текстах некоторые не очень творчески изощренные репортеры: Петербург не перестает удивлять! Но в данной ситуации этот штамп подходит идеально. Итак. Загадки каменного Петербурга. Давайте расскажем об одной из них. Тему продолжит Кирилл Радион».

Кирилл Радион,корреспондент:
«Санкт-Петербург – город из камня. Один из уникальных мировых памятников архитектуры – Исаакиевский собор. По периметру 48 монолитных гранитных колонн. В России до строительства Исаакиевского и Казанского соборов не знали ничего подобного по степени сложности решения архитектурных задач. Как зодчие Петербурга смогли возвести их с предельной точностью и мастерством, не имея современных технологий и приборов? Спустя двести лет появилась возможность понять хотя бы одну из этих загадок в истории строительства города».

183-й километр трассы Санкт-Петербург – Хельсинки. Чуть в стороне поселок Балтиец. Восемь с лишним километров по бездорожью – и мы у цели.

В этой заводи Выборгского залива мастера работали и двести лет назад. Вначале 18-го века здесь добывали гранит. Из монолитных плит вырезали не только камни для облицовки домов, но и заготовки для воплощения самых фантастических и масштабных архитектурных замыслов.

Кирилл Радион,корреспондент:
«Эти колонны нашли в 80-ти метрах от берега на небольшой глубине. Вес около 30 тонн, длина – 9 метров. Вырублены они из породы рапакиви, что означает красный гранит. Главный вопрос – откуда и куда их везли, и как они оказались на дне Выборгского залива?».

О том, что груз, так и не доставили в Северную столицу, знали давно. Первые попытки поднять колонны предприняли еще в 1955-м году, но безуспешно. Современной барже сюда не подойти – сядет на мель. Помогла русская смекалка.

Игорь Матюк,руководитель «Национального аварийно-спасательного агентства»:
«Просто вспомнил детское, как ногой катили бревно. Для того чтобы его выкатить, нужно было под нее завести полотенце».

За кажущейся простотой, месяц подготовки и еще месяц борьбы с илистым дном. За двести лет из барки, перевозившей колонны, сформировалось ложе, пропустить под которым не то, что стропы – ладонь просунуть нельзя было. Задействовали технику. Анкера, что бы катить колонны, врыли в землю на три метра. Создали тягу на 80 тонн и лишь тогда они «выпрыгнули» из воды.

Что именно произошло в этих местах двести лет назад можно только догадываться, существует несколько гипотез. История заинтересовала известного кинорежиссера, автора «Господина оформителя» Олега Тепцова. С первого дня он с камерой работает здесь.

— Почему нашли их там, вырубали здесь, а вести должны были в другую сторону? Какие версии?

Олег Тепцов,кинорежиссер:
«Предположительно из-за непогоды. Либо барка попыталась укрыться в бухте, и резонанс с волной произошел. И все. Или другой вариант – ее просто вынесло».

Достать колонны из воды – лишь полдела. Как вывести многотонный груз с берега по лесной дороге? Для решения этой непростой задачи пригнали два тягача и мощный трубоукладчик. Никакая другая спецтехника не справилась бы. И вот исторический момент: погрузка первой колонны, пролежавшей двести лет на дне Выборгского залива.

Как по сценарию, не все получается сразу. У грузовика вылетает карданный вал. Пока ремонтируют тягач, грузят второй. Нужно успеть вывезти хотя бы одну колонну до темноты. Тем временем, в Выборге уже все готово, чтобы принять бесценные находки. В местном филиале государственного Эрмитажа решили устроить музей под открытым небом.

Александр Костенко,Директор «Выставочного центра «Эрмитаж – Выборг»»:
«Долгие годы мы обсуждали, как эти колонны перевести оттуда, в это место, установить их здесь. И будет возможным нашим жителям, нашим гостям, увидеть, что смогли русские мужики для того, чтобы строить наши русские соборы».

Также на открытой площадке разместят поднятые неподалеку со дна Выборгского залива части барки подобной той, на которой перевозили колонны. Ее нашли участники экспедиции института истории и материальной культуры под руководством Сергея Соловьева. По сохранившимся элементам можно понять, как строили корабли для перевозки тяжёлых грузов.

Ученым еще предстоит выяснить, для какого из соборов Петербурга – Исаакиевского или Казанского – предназначали поднятые со дна колонны. Структура указывает, что больше соответствует внутреннему убранству последнего. Однако размером больше подходят для колоколен Исаакия. Так что точку в этой истории пока ставить рано.