Варвара Фёдорова,корреспондент:
Быть или не быть уличному искусству в Петербурге? Как сохранить талантливые работы, и не допустить вандализм?

На эти вопросы ещё предстоит ответить, но решено: до 1 февраля 2021 года стрит-арт в Петербурге живет по другим законам. Депутат Денис Четырбок предложил ввести мораторий на закрашивание граффити без экстремистского содержания. Вице-губернатор Николай Бондаренко в официальном письме поддержал инициативу, однако новость только на первый взгляд кажется революционной. Стрит-арту дали зелёный свет? Нет! Мораторий не запрещает удаление новых работ, а лишь отменяет штрафы за незаконные рисунки.

ДЕНИС ЧЕТЫРБОК,депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга:
Побуждает коммунальщиков оперативно выполнять работы по удалению рисунков как раз-таки угроза штрафов. Если штрафов не будет, то бояться нечего, то есть предписание и его исполнение, будет отсрочено до 1 февраля.

Однако художники сомневаются, что это поможет сохранить новые граффити.

АНАСТАСИЯ ВЛАДЫЧКИНА,лидер арт-группы Явъ, художник:
Коммунальные службы закрашивают незаконные работы, не дожидаясь предписания и штрафа. Сейчас будут возникать ситуации, когда художники будут создавать свои работы и думать, что до 1 февраля они просуществуют, но придёт ЖКХ и всё закрасят.

Но что мешает художнику согласовать свою работу, если не до, то хотя бы – после её нанесения?

ОЛЕГ ЗОТОВ,руководитель Государственной административно-технической инспекции:
Художник должен иметь согласование собственника, я думаю, это требование совершенно неоспоримое, и к сожалению, собственники не выражают готовности взять на себя ответственность не только зразрешить размещение на своих объектах эти рисунки, но и поддерживать их в надлежащем состоянии. То есть если у Сергея Бодрова отвалится нос, кто будет его рисовать? И этот вопрос остается открытым.

И так «Космический дворик» на Петроградской стороне, граффити, написанное к двухсотлетию Бородинского сражения и мурал «Небеса» — все эти работы, которые так нравятся и администрации, и горожанам – незаконны. В ближайшие полгода в Законодательном собрании планируют определить брандмауэры и трансформаторные подстанции, на которых можно было бы рисовать по упрощённой схеме согласования, а также создать для художников свободные open-air пространства для творчества. Но ясно, что новые работы будут появляться не только в отведённых для этого местах.

ДЕНИС ЧЕТЫРБОК,депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга:
Мы отдаём себе отчёт в том, что 100% уличных художников загнать и заставить соблюдать закон невозможно, потому что их деятельность в большинстве случаев воспринимается ими же самими как протест.
АНАСТАСИЯ ВЛАДЫЧКИНА,лидер арт-группы Явъ, художник:
Стрит-арт по определению невозможно согласовать — стрит-арт — это всегда интервенция, сделанная за счет художника, и работа, за которую он несет всю правовую ответственность.
ДЕНИС ЧЕТЫРБОК,депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга:
Необходимо создать специальный совет, который бы рассматривал возможность сохранения достойных объектов уличного искусства, которые появились вне каких-то согласований и вне установленных мест.
варвара фёдорова,корреспондент:
Некоторые работы, уже не существующие в реальности, сохраняются в онлайн-пространстве. Чтобы увидеть их, нужно установить приложение и навести камеру на брандмауэр. Не «Демон сидящий», а просто «Сидящий дома» — с пиццей перед ноутбуком. Знакомая ситуация?

В наступающую онлайн-эпоху такие диджитал-граффити кажутся возможным компромиссом для всех. А каким будет новый регламент согласования традиционного уличного искусства станет ясно в ближайшие полгода, пока действует мораторий. Но самым известным муралам теперь ничего не угрожает, а у новых, самых талантливых работ появилось чуть больше шансов на долгую жизнь.