О новой ПТС телеканала «Санкт-Петербург» и первых переносных телевизионных установках – репортаж Антона Цумана.

Вот так, преодолев тысячи километров и несколько границ, в ворота телецентра на Чапыгина медленно въезжает новая передвижная телевизионная станция, сокращенно ПТС. Проект, который был начат каналом два года назад, подходит к своей финишной прямой. ПТС — звучит и выглядит гордо. Снаружи ее видели многие, а что внутри?

Передовая не только в плане эфира, но и в плане технологий. Это даже не станция, а целый комплекс из 3-х машин. Сама ПТС с тягачом. Вторая машина, «помощник», в котором хранятся камеры, кабели и все технические средства без которых эфир невозможен. И машина-генератор с прицепом. Весь «экипаж» — 11 человек. И это при том, что еще полвека назад сама возможность прямого эфира вне студии была сродни техническому чуду.

Эти ящики и были первым техническим оснащением для прямых эфиров. ПТУ-47, то есть переносная телевизионная установка, разработанная НИИ телевидения в Ленинграде. Спустя три года установка превратилась в передвижную станцию на шасси автобуса ЗиС. Теперь Ленинград видела и слышала вся страна.

Фактически это телецентр в миниатюре, который точно так же должен бесперебойно обеспечить стабильный сигнал и качественную картинку, Независимо от погоды и времени суток. Отсюда еще с советских времен соблюдаемый принцип — ПТС всегда в центре событий.

Георгий Алексанян, который был начальником смены ПТС Ленинградского телевидения с мая 80-го, вспоминает: чтобы ПТС хотя бы неделю простаивала без дела — нонсенс. Порой распоряжения о трансляциях приходили напрямую из Москвы. Ответственность колоссальная, хотя без казусов не обходилось и тут.

В современной ПТС сидеть зажатым между стоек с оборудованием не придется. Все они собраны в одном месте и герметично закрыты. Собственно, это и есть сама ПТС. И сейчас у нас редкая возможность услышать ее работу. Двери специального шкафа надежно блокируют все звуки.

От инженеров переходим к творцам. Точнее, к той позиции на которой будут трудиться режиссеры прямых трансляций. Те, кто решает, как пойдет эфир, какая камера включится в тот или иной момент. Те, от которых зависит, каким событие увидит зритель на экране телевизора.

Но пульт – это лишь средство управления, как клавиши для пианиста. А ленинградские специалисты как раз играли главную партию, вспоминает легендарный режиссер спортивных трансляций Эрнест Серебренников. Многое из того, что сегодня считается стандартом в съемках соревнований, закладывалось в Ленинграде. А атмосфера за пультом была накалена не меньше чем на стадионе.

Но приоритетом для наших трансляций будут городские события. Парад Победы, День Военно-морского флота, Концерты на Дворцовой — вот лишь малая часть того, что уже скоро можно будет увидеть в самых мельчайших подробностях и деталях.

Да, наша ПТС еще готовится к первой трансляции. Но имя у нее уже есть – «Нева». И миссия ее команды — создавать цифровую летопись нашего города, руководствуясь принципом 21 века: нет в цифре – нет в жизни. И так же, как раньше летопись Петербурга писали пером, теперь ее будут писать 16-ю камерами в формате ультравысокого разрешения.