О легендарных программах Ленинградского телевидения, их создателях  и героях – репортаж Ивана Уварова.

Иван Уваров,корреспондент:

«Мои дед и бабушка познакомились, когда начался золотой век ленинградского телевидения. В годы его рассвета и пика популярности встретились мои родители. На закате этого золотого века родился я. Вспомнить ленинградское телевидение у меня не получится в силу возраста. Но я хочу понять, благодарю чему, и, главное, кому случился такой феномен как Ленинградское ТВ, которое во многом стало первым.

Первый полет человека в космос. Тунеядца Бродского высылают из страны. 8-е марта официально становится выходным днем. Хрущевская оттепель, ее завершение, начало эпохи застоя. В общем, 60-е».

Именно эти годы принято считать началом эпохи большого телевидения в Ленинграде. В городе открывается телецентр на Чапыгина, 6. По тем временам самый крупный в Европе. В домах Ленинграда почти 300 тысяч телеприемников. Граждане каждый вечер собираются у экранов и смотрят передачи, названия которых сейчас уже мало кто помнит. «Слава героям труда», «Один за всех – и все за одного», «Турнир старшеклассников».

Вот тщеславный десятиклассник (он сам себя так называет) Лева Лурье доказывает команде-сопернику: в вечном споре двух столиц есть один победитель – имя ему Ленинград.

Невиданная по тем временам свобода слова. Детские передачи цензурировались меньше всего, рассказывает теперь уже известный российский историк и петербургский краевед Лев Яковлевич Лурье. Мгновенная популярность после эфира на ленинградском телевидении в конце 60-х была сравнима разве что с современным взлетом поп-звезд или стендап комиков. Правда, тогда все было серьезно.

Лев Лурье,историк, писатель, журналист:
«Меня не выгнали из школы из-за того, что я был капитаном команды. А ведь я был не слишком прилежным учеником с разного рода дисциплинарными нарушениями».
Иван Уваров,корреспондент:
«Советский Союз запускает в Космос станцию нового поколения «Мир». «Модерн Токинг» становятся новой эстрадной модой. Раиса Горбачева – первая первая леди СССР. Перестройка. Гласность. Митинги на Дворцовой. Конец 80-х».

Игорь Корнелюк спустя тридцать с лишним лет с гордостью рассказывает: это он научил Тамару Максимову играть мелодию Мусоргского, которая, можно сказать, стала символом всего отечественного телевидения Перестройки.

Телецентр на Чапыгина. Первая студия. От эпохи «Музыкального ринга» здесь нетронутым осталось лишь это окно аппаратной. Игорь Корнелюк с трудом нашел место, где располагался подиум. После выступления, на котором он проснулся знаменитым.

Это было непросто, говоря языком современным, первый баттл. Это была настоящая революция на ТВ.

Перед эфиром «Музыкального ринга» очередь в телецентр выстраивалась до Каменноостровского проспекта. Многие приходили со своими стульями. Билетов было не достать.

Тамара Максимова,автор и ведущая программы «Музыкальный ринг»:
«Этим очень хорошо пользовались фарцовщики, у нас были пригласительные билеты, а они их продавали дороже, чем в Мариинский театр».

— Секса у нас нет, и мы категорически против этого!

«Но есть любовь!» – продолжение этой знаменитой фразы вырезали из эфира. Осталось только про секс, которого нет. Ленинградка Людмила Иванова стала мемом, как сказали бы сейчас. А телемост Ленинград – Бостон, стал одним из первых честных. И тех, что показали практически без цензуры. Простые люди, отсеченные друг от друга тысячами километров, политической идеологией и взглядами, впервые встретились вот так – с глазу на глаз. Современному телевидению явно не хватает такого честного и острого диалога.

Владимир Познер,журналист:
«Если бы сегодня это повторилось, это было бы то же самое, это было бы важно. Не то, что есть техника, это уже не фокус».
Иван Уваров,корреспондент:
«Петербург больше не Ленинград. Пустые прилавки. Первый чай в пакетиках. ГКЧП. Распад СССР. Начало 90-х».

Каждый вечер улицы города пустели. На экранах «600 секунд». Бывший наездник и певчий церковного хора Александр Невзоров в неизменной кожаной куртке доказывает всем – самые интересные новости можно рассказать и за 10 минут. Он первым врывается с камерой в морги и тюрьмы, ночлежки для бомжей. Критикует всех. Программа до сих пор в книге Рекорда Гиннесса как самая популярная на телевидении.

О том, что Ленин на самом деле гриб и радиоволна в 1991-м стране объявили два Сергея. Шолохов и Курехин. Интервью со специалистом по грибам записывали здесь, в Ботаническом институте. Заведующий кафедрой биохимии грибов, а тогда просто младший научный сотрудник, Надежда Псурцева была свидетелем серьезной научной беседы. Кандидата биологических наук Коваленко и журналиста Шолохова. Эфир смотрели всем институтом.

Надежда Псурцева,заведующая лабораторией биохимии грибов ботанического института имения В.Л. Комарова РАН:
«Первая мысль: что они несут? Потом было удивление: как ЭТО могло случиться такое?»
Анастасия Курехина,вдова С. Курехина:
«Сидели на диване, смотрели телевизор, там была передача по поводу, кто убил Есенина, показывали фото похорон. И говорили этот смотрит туда, этот туда. И Сережа говорит: какая классная идея, так можно придумать все, что угодно про кого угодно».

Золотой век Ленинградского телевидения закончится вместе с Ленинградом. В 1991-м году город стал Санкт-Петербургом. Но, кажется, что здесь, в телецентре на Чапыгина, для нас, журналистов, теперь уже телеканала «Санкт-Петербург» осталось главное. Желание сохранить те эмоции, дух и страсть, с которой работали те, кто создавал один из ярких феноменов 20-го столетия – Ленинградское телевидение.