Петербург готовится зимовать. Это уже можно заметить по работе коммунальных служб. А как готовят к зиме коммуникации, которые скрыты от глаз глубоко под землей? Репортаж Антона Цумана.

Антон Цуман,корреспондент:
«Город готовится к зиме. Уже это можно заметить, если заглянуть на крыши, чердаки, в подвалы. Но самое интересное — как идет эта подготовка под землей, в инженерных коммуникациях. Куда мы сейчас и отправимся. Спустились только на первый уровень, за этой стеной – Мойка. Но этот шум воды издает не она, а стоки с окрестных домов».

Из-за скопления газов здесь даже крысы не селятся. Их воздействия не выдерживает даже бетон, эти подтеки на стенах – ни что иное как течь. Поэтому этот коллектор сейчас проходит этап реконструкции.

Но большая часть работы все равно делается наверху. Такой собранной в спираль лентой будут защищены трубы более мелкого диаметра. Технология японская, материал полностью наш, отечественный. В истории Петербурга таких подземных сооружений единицы. Следы первых из них — маленькие замурованные арки можно заметить в гранитной облицовке набережных. Под Благовещенским мостом, у Новой Голландии. Когда-то отсюда выходили крюков и Адмиралтейский каналы. Которые в 1844 году превратились в прообраз городской канализации. Те самые петербургские трущобы, описанные в одноименном романе Всеволодом Крестовским.

Как раз из-за зловещей репутации этого места уже в 70-е годы 19 века входы в тоннели замуровали, а в начале 20-го века и вовсе частично засыпали. Сегодня о состоянии исторической канализации можно судить лишь по этим видео, которые иногда выкладывают петербургские диггеры.

Работу тепловиков с поверхности видно всегда. Ограждения, бригада, поиск протечек сверхчувствительным микрофоном. Но для более точного диагноза состояния труб приходится опускаться на глубину около 5 метров.

Подобраться к трубам отопления и горячей воды сложно лишь в таких местах. Это тепловая камера. Размер 10 на 10 метров, высота 4 метра. Температура от горячих труб — 40 градусов тепла. По словам мастеров, людям тут не место — для справки, температура в магистрали — 105 градусов по Цельсию.

Выше всех, по регламенту не менее чем в 70 сантиметров под поверхностью, проложены коммуникации электрических сетей. Осень для энергетиков по-настоящему горячая пора — успеть заменить поврежденные коммуникации, пока грунт еще мягкий и не успел промерзнуть. Как раз такую операцию и проделывает ремонтная бригада Ленэнерго на Среднем проспекте. Первым делом — проверяют, идет ли по кабелю ток.

Такие меры предосторожности не излишни. По этому кабелю подается ток напряжением 6 000 вольт, в 25 раз сильнее, чем в бытовой розетке. Короткий хлопок и отсутствие искры означает — кабель обесточен. Можно приступать к замене. Причину дефекта выяснят в лаборатории, ведь на вид и не скажешь, что могло повредить кабель, обернутый в несколько слоев брони.

Карта электрических сетей города почти на 100% совпадает с картой городских улиц. То есть, можно сказать, нервы города у нас лежат фактически под ногами. И в такой близости к поверхности, по словам специалистов, есть причины и исторические, и экономические.

Город – единый организм. Трубы – его вены и артерии, кабели – нервная система. И это не единственное сходство с живым существом. Мы ведь не жалуемся на здоровье, если оно в норме. Так же и с городом: если работа его скрытых от глаз систем не привлекает внимания, значит все в порядке. Петербург здоров.