Забавно — но именно такой, с иголкой в руках кинозрители впервые увидели Нину Усатову. Забавно, потому что не стань она актрисой, была бы ткачихой, или даже кружевницей — есть у Нины Николаевны тяга ко всему плетёному. И когда видит на гастролях русское народное творчество: всякие кружева да корзины, — не может устоять, обязательно привезёт домой.

Так что второй фильм Усатовой, «Небывальщина» Сергея Овчарова по мотивам русских легенд, песен и сказок — словно по её мерке был создан. Актриса и вдохновлялась своими земляками из маленькой алтайской деревни.

Но известность к актрисе пришла после фильма «Холодное лето пятьдесят третьего». В этой почти детективной истории про банду амнистированных уголовников актриса сыграла роль немой Лидии. И если в деревенскую жизнь вживаться Усатовой не надо было, то язык жестов она изучала в интернате для глухонемых…

Актрисе часто помогала генетическая память. В одном из знаковых фильмов 90-х годов «Мусульманин» она снималась в халате, который носила её мама. И по собственному признанию, только посмотрев картину, Нина Николаевна вдруг осознала, что играла свою маму…

А вот мама актрисы, конечно же, не пропускавшая ни одной картины своей талантливой дочери, порой удивлялась: как же её Нине удаётся быть совсем другой и даже какой-то чужой. «Уж больно ты тут вольная», — ворчала она, глядя на алчную скандалистку в комедии Юрия Мамина «Окно в Париж».

Когда Нина Усатова снималась  в «Деле о «Мёртвых душах»,  на пару с Сергеем Гармашом играя губернаторскую чету из «Ревизора», режиссёр фильма Павел Лунгин не сдержал восхищения: «Нина, да ты родилась для этих нарядов. Тебе надо играть роли Островского, Гоголя…» Увы, в кино сегодня не часто снимают классику. Но если режиссёру нужна на экране барыня — без Нины Усатовой не обойтись.

И, конечно, Нина Усатова — это едва ли не идеальный образ мамы, может, порой чересчур хлопотливой, как тётушка главного героя сериала «Некст», но главное — заботливой и всепрощающей. И до сих пор многие помнят её героиню социальной рекламы «Дима, помаши рукой маме».