Андрей Смирнов,ведущий:
Мы продолжаем наши прогулки по Юсуповскому дворцу. Наталья, в прошлые встречи мы поговорили с вами про освещение, про уникальные люстры, пробежались по верхним и нижним этажам. Сейчас мы с вами находимся в покоях семьи Юсуповых – последних представителей княжеского рода в России. Но, подозреваю, вас постоянно об этом спрашивают – великосветская публика, аристократия, высший свет, Петербург, столица Империи… но ведь в туалет они тоже ходили? Уж извините за такой прямой вопрос.
Наталья Зайцева,историк, кандидат искусствоведения:
Конечно. И у нас сохранились во дворце туалеты, и вы можете видеть их историческую отделку. Вот эти помещения сохранились, они прошли не только годы революции, а время, когда здесь был Дом учителя, и в бытовых вещах, в бытовых предметах не было необходимости. И тем не менее они сохранились.
Андрей Смирнов,ведущий:
Поясню сразу, что Феликс Юсупов был женат на представительнице императорского дома.
Наталья Зайцева,историк, кандидат искусствоведения:
Да, Ирина Александровна – она старшая дочь великого князя Александра Михайловича, она племянница императора Николая Второго. И для Юсуповых этот брак был необычайно важен. Тут не только престиж. Ведь Феликс —  один из самых блестящих женихов своего времени, и вокруг его женитьбы столько историй ходило. Невест было много. И вот Ирина Александровна — это была самая блестящая партия, одна из самых блестящих невест России.
Андрей Смирнов,ведущий:
Она была спокойная, достойная женщина, с утончённым вкусом. Она ведь большая модница была?
Наталья Зайцева,историк, кандидат искусствоведения:
Да, вообще Ирину считали в то время…  как сказали бы сейчас, иконой стиля. Она необычайно элегантна, она воплощала в себе серебряный век — вот с этой загадочностью, с этой неяркостью, с этой пастельной гаммой и такой сдержанной элегнтностью. И вот наверное, этот альков серебряный – такой символ этой эпохи, тем более, что здесь невероятной красоты росписи художника Чехонина. Вообще здесь работали великие книжные графики: Чехонин, Конашевич, Тырса, и они вот этот сложный рисунок переносят на плоскость, это работа невероятной сложности.
Андрей Смирнов,ведущий:
Когда сюда пришла канализация?
Наталья Зайцева,историк, кандидат искусствоведения:
Ну это XIX век. Она  вначале была не общегородской, она была локальной. Но потом она пришла в Зимний дворец и буквально сразу же она появляется в Юсуповском – в одном из первых дворцов, где ценили удобство и комфорт.
Андрей Смирнов,ведущий:
А вот в этом помещении находится то самое, уникальное место  – это бассейн Феликса Юсупова, причём я знаю, что его внезапно обнаружили.
Наталья Зайцева,историк, кандидат искусствоведения:
Когда его закрыли досками, настилом закрыли эти помещения, никто не подозревал, что во дворце есть бассейн. И открыли его случайно, и мы увидели, как это было при Юсуповых – вот эти морды львов, льющиеся  струи воды, краны… это все сохраняется полностью. Небольшое такое помещение, где можно было в шкафчике что-то оставить ценное – мы можем только догадываться для чего это было необходимо. И архитектура сама, эпохи модерна с этой пастельной гаммой, вот такая неожиданная цветовая гамма. Он может быть чувствовал себя таким римским патрицием…  очень напоминает римске термы, да. И даже как-то Александр Николаевич Бенуа, который был здесь накануне убийства Распутина, и общался с Феликсом, он сказал, что Феликс чувствует себя неким «принчем» — итальянским  таким князьком по ощущениям. Когда он осматривал эти необычные помещения, вот этот его зеркальный восьмигранник, и Бенуа очень тонко всё почувствовал, его не провести, и он сказал – «прекрасные декорации для кинодрамы». «Pourquoi Pas?»*  — ответил Феликс Юсупов. Это было буквально накануне убийства.

  *«Почему нет?» (фр)