ПОЛЯРНОЕ УТРО

юля чеснокова,корреспондент:
Виктор Ильич, мы начинаем утро с кофе, а как начинается обычное полярное утро, чтобы мы могли себе представить, хоть как-то?
ВИКТОР БОЯРСКИЙ,почётный полярник России:
В спальном мешке хорошо, но вылезать-то надо из него. Это неприятная процедура, когда вокруг весь потолок в инее, в снегу. Ты вылезаешь в эти -30 градусов. Нужно сначала смести весь снег с потолка. И только потом запускать примус, чтобы это всё не потекло тебе на голову. Потом начиналось утро с кофе. Вот кофе уже — одна из самых приятных вещей утром.

ХОЛОД

ВИКТОР БОЯРСКИЙ,почётный полярник России:
Вообще, как великий Нансен сказал, что к холоду привыкнуть невозможно, его нужно терпеть. Самое сложное, наверное, из всего, даже не столь физическая нагрузка, как холод, потому что он везде. У нас не было ни одного мало-мальски местечка тёплого. Даже палатка, которую ты ставишь после долгого дня, она из себя ничего не представляет кроме защиты от ветра, и там нужно вдохнуть в неё жизнь.

ВЫБОР

юля чеснокова,корреспондент:
А ведь у вас была возможность проводить время в Арктике с абсолютным комфортом в научных экспедициях, когда есть тепло, еда, свет. Почему вы сделали выбор в пользу экспедиций?
ВИКТОР БОЯРСКИЙ,почётный полярник России:
От этого отказаться невозможно. Просто это две разных стороны моей полярной жизни. 15 лет первой моей полярной карьеры было связано как раз с научной работой, когда я работал на станциях в относительно комфортных условиях. А потом уже был целый период, когда мне опять же посчастливилось быть участником экспедиций экстремальных, где все эти ужасы утреннего пробуждения они присутствовали. Но это мой выбор.

ЭКСПЕДИЦИЯ «ТРАНСАНТАРКТИКА» 1989-1990

ВИКТОР БОЯРСКИЙ,почётный полярник России:
Громадный проект, международный, самое длинное пересечение Антарктиды. Но у нас, к сожалению, в силу естественных причин — неразвитости интернета и связи — информации об экспедиции было мало. И я подумал, что я пришёл, но если после этого ничего не останется для других, то смысл в этих страданиях не сильно большой. Один из мотивов того, что подвигло меня на написание книги — это как раз желание сделать Арктику и Антарктику более близкими и знакомыми для людей, которые не могут по разным причинам там побывать.

ДЕЛО ЖИЗНИ

ВИКТОР БОЯРСКИЙ,почётный полярник России:
Музей Арктики и Антарктики. Это тоже много — 20 лет жизни. И я считаю, что это моё главное достижение в полярной области — это сохранение Музея Арктики и Антарктики в его историческом здании.

САМЫЙ ПОЛЯРНЫЙ ПЕТЕРБУРЖЕЦ

юля чеснокова,корреспондент:
И сколько вы раз уже были на Северном полюсе?
ВИКТОР БОЯРСКИЙ,почётный полярник России:
Я обычно говорю 60, если считать только лыжные экспедиции и ледокольные, то да, около этого. А если считать вертолётные, то не хватит ничего. Мне повезло, на самом деле, потому что, действительно, я занимаюсь делом, которое кроме материальных преимуществ и выгод имеет полную отдачу душевную.