В Москве вынесен приговор Михаилу Ефремову. А чем завершились расследования не менее резонансных ДТП в Петербурге? Сколько аварий по вине пьяных водителей произошло за год? И что необходимо изменить, чтобы предотвратить убийства на дорогах? Репортаж Антона Цумана.

Юрий Зинчук,ведущий:

«Самое резонансное событие этой недели. Конечно же, это приговор, который вынес Пресненский районный суд Москвы актеру Михаилу Ефремову по статье 264 УК РФ, часть 4, нарушение правил дорожного движения, повлекшее за собой смерть человека по неосторожности. Да еще и при наличии усугубляющего фактора – алкогольное опьянение. Очень резонансное было дело. И, кстати, как уже отметили многие наблюдатели, многое из того, что происходило в ходе этого дела, имело некий почти пророческий оттенок. Вот, например один из них. Это фрагмент фильма, который был снят 12 лет назад. Мало, кто тогда заметил этот фильм. Но сейчас некоторые его фрагменты смотрятся совсем по-иному.

Итак, дело Ефремова можно считать закрытым. Суд вынес свой вердикт. А чем закончились менее резонансные, но не менее страшные дела, связанные с гибелью людей в автокатастрофах?

Вспомним, например, Мурада Касымова, который сбил людей на тротуаре Невского проспекта в прошлом году. Или случай уже этого года, когда таксист убил мать на глазах у детей, с которыми она мирно возвращалась из поликлиники. Как преступники за рулем убивают нас на дорогах и не только в Москве? И не только Михаил Ефремов? Тему продолжит наш корреспондент Антон Цуман».

Детская комната в квартире семьи Орловых. На столе среди игрушек и учебников – фотография мамы, Елены. Которой не довелось увидеть, как ее средний сын пойдет в первый класс. Ее мужу Сергею все еще тяжело говорить. День страшного ДТП, когда жизнь семьи разделилась на «до» и «после».

В мае это происшествие весь Петербург обсуждал не менее бурно, чем сегодняшний приговор Ефремову. Виновник – 26-летний Эльнур Байрамов, сейчас ожидает суда под домашним арестом. Но Сергей старается об этом не думать. Ни о судах, ни о приговорах. Ему нужно вырастить детей. Теперь одному.

Дело Байрамова – не единственный резонансный случай в Петербурге. Напомним лишь некоторые из них.

2012 год. Владислав Кондратьев сбил двух девочек-выпускниц прямо на пешеходном переходе. Итог — 2 года колонии-поселения. Освобожден по амнистии.

2018 год. Чемпион России по картингу Никита Сапежко погиб в результате ДТП на Невском проспекте. В его машину на полной скорости въехал Николай Цветков. Итог — 6 лет колонии.

2019 год. Тоже Невский. Мурад Кограман-Оглы Касымов в состоянии опьянения сбил пятерых пешеходов прямо на тротуаре. Двое погибших. Приговорен в 8,5 годам колонии.

И многие эксперты уже обращают внимание на важный факт: если дело о ДТП дошло до суда, значит есть состав преступления и оправдательный приговор вряд ли возможен.

Статистика дорожно-транспортных происшествий, совершенных петербургскими водителями в состоянии опьянения за прошедшие 3 года. 2017 год — 172, 2018 год — 232, 2019 год — 262. Рост чуть ли не в полтора раз за 2 года. Да и в целом, наблюдая ситуацию на дорогах, невольно задумываешься, знают ли некоторые водители о существовании правил дорожного движения?

Да простят нас добросовестные водители. Переход у Красноармейского моста и правда требует от автомобилиста особого внимания. Но аварийной ситуации мы не создавали. Только завидев пешехода, многие водители исполняли ПДД беспрекословно. Останавливались. Но были и те, кто тормозил в последний момент или лихо проскакивал рядом, хотя должен был замедлиться, как и все. А это уже нарушение.

За час мы увидели десяток нарушений среди водителей и одно нарушение среди пешеходов. Пока всей группой готовились к следующей съемке, дали слово нашему водителю. Петр Масляный за 10 лет стажа повидал множество различных дорожных ситуаций.

В связи с этим вопрос — где учат таких водителей, как учат, и каким образом они умудряются получать права?

Первый урок в автошколе, это не постановка — я действительно за рулем первый раз в жизни. Здесь, на автодроме, как раз и отрабатываются основные дорожные ситуации. Змейка, парковка, разворот в три приема. Под присмотром инструктора все вроде бы и просто, если не учитывать, что в твоих руках управление более чем тонной металла. Не считая полезной нагрузки.

Александр Кувшинов, инструктор с огромным опытом, делится — сейчас в автошколу приходят не за знанием, не за пониманием того, насколько ответственно нужно вести себя на дороге. Цель проста — сдать экзамен, получить права, а там — хоть потоп. И это при хроническом кадровом голоде российских автошкол.

Вот и получается — правила ради галочки, экзамен ради корочки, потом за руль после рюмки. В итоге и получаем Касымовых, Ефремовых, Байрамовых с одной стороны — и жертв спровоцированных ими аварий – с другой. Семьям, которых только и остается жить дальше.

И если после этих слов хотя бы один водитель лишний раз подумает прежде чем сесть за руль пьяным, или начать лихачить на городских улицах, значит есть шанс, наконец, прекратить убийства на наших дорогах.