Наталья Зайцева,историк, кандидат искусствоведения:
Мы находимся на том уровне — XIX век. То есть XVIII век — это ещё ниже. Хорошо здесь как раз видно, сделано такое обрамление — уровень, который нарос позже. Ну и, конечно, перед нами пейзажный парк. Модный английский пейзажный парк, который для князей Юсуповых обустраивают немецкие садовники. Всегда садовники были немцы.
Андрей Смирнов,ведущий:
А почему, кстати? Английский парк, но немцы.
Наталья Зайцева,историк, кандидат искусствоведения:
Что-то, видимо, есть. Английский парк — это стилистика парка, а немцы, потому что есть в них такое организационное дисциплинарное, что позволяет в силу своего немецкого характера очень тщательно выполнять работы. А это вот горка, где была беседка. И есть такое описание праздника во дворце — это день рождения Бориса Николаевича Юсупова, — там была беседка, его монограмма, фейерверк. И все приветствовали князя, поздравляли его с Днём Рождения. Это площадка для продолжения действия. Туда лестница спускалась парадная. Можно было выйти, спуститься с жилых покоев сюда в замечательный парк пейзажный.
Андрей Смирнов,ведущий:
Мы когда говорим о жизни дворца и комплекса Юсуповых все прекрасно представляем парадные шикарные фешенебельные территории, залы, гостиные и так далее. Но ведь за пределами есть непарадная жизнь Юсуповского дворца. Как «Аббатство Даунтон» — такая параллель.
Наталья Зайцева,историк, кандидат искусствоведения:

Да, этот вот тот самый нижний этаж, где течёт жизнь с людьми. И эта жизнь не менее интересна, потому что это жизнь Петербурга, это уклад жизни города.

Мы на кухне. Мы прекрасно знаем, что здесь было, ничего не сохранилось после революции. Все предметы, утварь — просто распродают, поскольку нужно было как-то топить дворец, как-то существовать Музею в первые годы после революции. Эти бытовые вещи, они не ценились, не понимали их значимости для нас.

Андрей Смирнов,ведущий:
Неужели эта знаменитая юсуповская медная посуда, котлы, печи, сковородки.
Наталья Зайцева,историк, кандидат искусствоведения:
Всё это в большом количестве находилось, есть описи подробные. Это всё растворяется в таком историческом пространстве. Кухня делится на две части. Здесь мясо, там выпечка и хлеб. Они не пересекаются. Кондитерская часть и кухня, где была гарь какая-то, что-то готовили — они не пересекаются. Здесь были замечательные повара. У нас есть меню историческое, мы знаем что было на столе, у нас есть книги, где записывались продукты, которые покупаются, расход продуктов и что остаётся. Была русская кухня, и русская печь перед вами. Готовили блюда в печи русской, потому что их нужно томить. А соус французский можно приготовить на такой жарочной поверхности. Сначала были простые плиты, потом появляются более современные. Они покупаются. Экономные печи. Здесь всё было сделано по последнему слову техники.
Андрей Смирнов,ведущий:
Наталья, мы как раз находимся в знаменитых юсуповских подвалах. В подвалах имеется в виду в винных погребах. О них ходили легенды.
Наталья Зайцева,историк, кандидат искусствоведения:
Хорошие вина всегда ценились в Петербурге. Вина были привозными до того, как была создана империя Елисеевых. Елисеевы покупали урожай на корню в Бордо, в Бургундии, в Хересе, привозили сюда и выращивали великие вина. Вина покупались в бочках. Здесь в этих подвалах они «отдыхали» несколько месяцев.
Андрей Смирнов,ведущий:
После транспортировки.
Наталья Зайцева,историк, кандидат искусствоведения:
Да. после вино разливали по бутылкам, наклеивали этикетки. И уже в конце XIX века, когда появляются Крымские имения, они начинают делать свои собственные вина. И во дворце, это мало кто знает, был магазин вин.
Андрей Смирнов,ведущий:
Они конкурировали с Голицыным?
Наталья Зайцева,историк, кандидат искусствоведения:
Ну, наверное, да. Может быть не тот масштаб, что у Голицына это было, но тем не менее есть прейскурант этих вин, и они продавались на улице офицерской.
Андрей Смирнов,ведущий:
Любой желающий мог зайти?
Наталья Зайцева,историк, кандидат искусствоведения:
Любой желающий мог купить вина, сделанные князьями Юсуповыми.