275 лет со дня рождения Ивана Старова. Об архитекторе, изменившем вид Северной столицы, Андрей Смирнов
Андрей Смирнов,ведущий: В этом году исполнилось 275 лет со дня рождения русского зодчего – Ивана Старова, основной период деятельности которого пришёлся на правление Екатерины II. Именно она возложила на него задачи по планировке и застройке русских городов, включая Псков и Воронеж. Будучи главным архитектором «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы» Иван Старов во второй половине 70-ых годов XVIII века произвёл грандиозную реконструкцию Александро-Невской лавры: изменил планировку ансамбля, создал круглую площадь перед въездом в лавру, построил большой Троицкий собор и ограду с надвратной церковью.
Князь-Владимирский собор – известный долгострой XVIII века. Он прошёл долгий путь от деревянной церкви до каменного собора, от барокко до классицизма. Современный вид комплексу придал именно Иван Старов, достроивший его спустя 50 лет после начала возведения. Кстати, экстренные работы по перепланировке собора начались после очередного рабочего объезда императрицей районов столицы: Екатерина II осталась крайне недовольна торчащими каменными столбами у Тучкова буяна и повелела немедленно всё достроить.
В 1783 году благодаря стараниям фаворита императрицы Григория Потёмкина, Крымское ханство вошло в состав Российской империи. По предложению князя Екатерина II учредила орден святого Владимира, напрямую связанного с основанием Херсона. Название города происходит от древнего Херсонеса, где в 988 году Великий князь Киевский Владимир Святославич принял крещение.
Под руководством Потёмкина архитектор Старов разрабатывал планы застройки Причерноморских городов, а параллельно в Петербурге возводил княжеский дворец, вскоре получивший название Таврический. Наряду с ним Князь-Владимирский собор знаменует обретение Россией купели своего крещения.
Иван Старов был одним из лучших зодчих и ландшафтных дизайнеров своего времени, а благодаря высокому положению при дворе и личным заказам от Екатерины и Потёмкина стал ещё и элитным архитектором. Повезло ему и с семейным положением – он был женат на дочери горнопромышленника Григория Демидова – Наталье. Но не трудно догадаться, что зять настроил для любимой семьи огромное количество загородных резиденций, одна из которых появилась на мызе Тайцы. По заказу брата своей жены - Александра Демидова Старов под Гатчиной создал ансамбль-шедевр, включающий в себя усадебный дом и парк с известными Демидовскими ключами и Таицким озером. В основе планировки прослеживается философская концепция русской усадьбы эпохи Просвещения – уклад жизни «просвещённого дворянина».
В 1785 году Екатерина II поручила Ивану Старову построить новый дворец на мызе Пелла для своего любимого внука – будущего императора Александра I. Комплекс из 23 зданий, соединённых галереями-переходами, по замыслу архитектора, должен был стать крупнейшей императорской резиденцией в России. Большой дворец предполагалось строить с невероятным размахом и величием. Длина фасада вдоль Невы - 200 метров, вдоль Шлиссельбургского тракта - 500 метров. Он стал одним из любимых мест отдыха самой Екатерины, которая любила повторять: «Все мои загородные дворцы только хижины по сравнению с Пеллой, которая воздвигается как Феникс». К сожалению, мечтам императрицы не суждено было сбыться до конца – сразу после смерти Екатерины её сын Павел I приказал разрушить все постройки, а материал использовать при строительстве Михайловского замка и Казанского собора в Петербурге. От былого величия Пеллинского дворца до наших дней сохранились лишь здания почтового двора и конюшни, как печать архитектурного гения Ивана Старова.
Чтобы присоединиться к обсуждению, вам необходимо войти через одну из социальных сетей.