В Петербурге предложили узаконить выступления уличных музыкантов. Соответствующий проект закона внесен на рассмотрение городского парламента и поддержан на заседании Комитета по законодательству. Сейчас статус уличных музыкантов никак не закреплен. Представить Петербург без площадного искусства невозможно. Многие специально приезжают к нам в город, чтобы послушать того или иного исполнителя. Наталья Бандурина встретилась с теми, кому удалось превратить мегаполис в одну большую сцену.

Дядя Миша. Его знают в городе и далеко за его пределами. Трубача с Итальянского мостика туристы фотографируют, как достопримечательность. А он такой и есть. Занесен в Книгу рекордов Гиннесса за то, что играл на трубе, стоя на голове, ему аплодировал Собчак и Ростропович, на память дядя Миша знает гимны 8 стран. И свободно говорит на трех языках.

30 лет назад он первым вышел на улицу и сделал ее своей сценой, а прохожих – зрителями. Он был первопроходцем, полиция его давно не трогает, даже когда он покоряет очередную вершину, залезает на ограду моста. Всего за 5 минут вокруг него собирается целая толпа.

Петербург – негласная столица площадного искусства. Художники, поэты, музыканты от классики до рока – они уже давно поделили исторический центр города, уселись на ветках метро. Уличный культурный бум пришелся на лихие 90-е. Тогда все зарабатывали, как могли. И это была своего рода революция, потому как до этого увидеть артиста на улице можно было только на сцене летней эстрады.

Раньше эстрады были в каждом парке. Деревянные исчезли совсем, а вот каменные сохранились, как память о народных артистах. В смысле, из народа.

Наталья Бандурина,корреспондент:
«Звезды «Голубого огонька» недосягаемы, в телевизоре. А здесь, на летней эстраде, все по- домашнему. Поют, танцуют представители заводской самодеятельности. Сегодня город – это одна большая сцена, где каждый может выступить, талант того или иного исполнителя зритель оценивает рублем».

Дворцовая площадь. Именно тут самая честная публика, которая не сделает тебе скидку. Выступишь хорошо – остановится и отблагодарит. И не будет подбирать слова, если ты зря взял в руки микрофон.

Виктор Иванович работает тоже в этом переходе, только с другой стороны Невского и только днем или вечером. Читает стихи собственного сочинения. Почти все они о любимом городе или о блокаде, которая заставила его однажды надолго покинуть Ленинград.

Виктор Чиркунов,поэт:
«Иногда мне помогали молодые люди, останавливались, им нравились мои стихи и даже мне 3 тысячи дали, я таких денег не видел никогда. Бывает, люди аплодируют мне, бывает девушки меня обнимают».

Старика гоняла охрана, пока он не нашел это место. Но и тут начались проблемы. Продавцам киосков поэт-блокадник мешает работать. Полицейским очень не нравится, когда кто-то начинает собирать зрителей у метро. У этих ребят проверили документы, но все равно увезли в отделение. Тут как повезет. Часто музыканты выходят играть на улицу на свой страх и риск.

Николай Гвоздев – легенда Невского проспекта. 20 лет, каждый вечер он виртуозно играет каверы на известные композиции. Чтобы его послушать, приезжают даже из других городов. Он сам очень скромный и безумно обаятельный. Искренне радуется каждому благодарному зрителю. Мечтал о большой сцене, а в итоге досталась та, у которой нет границ.

Рядом художники. С Александром Николай дружит много лет. На улице он тоже, потому что надо зарабатывать. Портреты и шаржи – но главное, это шанс продать свои картины. За не один десяток лет написал сотни лиц, а одно помнит до сих пор.

Они не заперты в стены академических театров и концертных площадок. Их галереи расположены в таком месте, которые не по карману ни одному олигарху. Но при этом они будут рады и 50 рублям, брошенным в чехол от гитары. Уличное искусство – многие с пренебрежением к нему относятся, но именно они заставляют подпевать любимой песне, задуматься или улыбнуться. Без них Петербург был бы другим.