АНДРЕЙ СМИРНОВ,ведущий:

Екатерининский сад, пл. Островского. Памятник Екатерине II, автор проекта – М. О. Микешин, год открытия: 1873   

XVIII столетие вошло в историю России не только как эпоха дворцовых переворотов, но и как век фаворитов. В то время императорские фавориты были очень значимыми людьми в государстве, нередко они влияли на политику и участвовали в дворцовых интригах. Фаворитам присуждали официальные звания при дворе: камер-юнкер, обер-камергер или флигель-адъютант, им дарили дорогие подарки, в том числе дворцы, которые строили лучшие архитекторы Петербурга. Я предлагаю прогуляться по самым интересным особнякам императорских любимчиков.

Невский пр., д. 39  Аничков дворец, архитекторы – М. Г. Земцов, Ф. Б. Растрелли, годы постройки: 1741 – 1753 

Аничков дворец – старейшее из сохранившихся зданий на Невском проспекте. Строить его после коронации Елизаветы Петровны начал архитектор Михаил Земцов, а заканчивал уже сам Бартоломео Растрелли. Роскошный особняк в стиле барокко императрица подарила своему фавориту — Алексею Разумовскому. Среди современников ходили толки (впрочем, не подтверждённые историками), что Разумовский был тайным мужем Елизаветы и отцом её незаконнорождённого сына. Екатерина II выкупила здание у родственников Разумовского и презентовала его уже своему флигель-адъютанту — Григорию Потёмкину плюс 100 тысяч рублей на перестройку дворца.

Итальянская ул., д. 25  Дворец Шувалова, архитектор – С. И. Чевакинский, годы постройки: 1753 – 1755    

Особняк другого фаворита Елизаветы Петровны, «отца русского Просвещения» Ивана Шувалова, расположен неподалёку от Аничкова дворца. От обеих построек можно было быстро по первому зову добраться до Летнего дворца императрицы. Особняк Шувалова спроектировал в 1749 году архитектор Савва Чевакинский. Он построил трёхэтажное барочное здание, про которое впоследствии Екатерина II писала: «Снаружи этот дом, хотя и очень огромный, напоминал своими украшениями манжеты из Алансонских кружев». 

Миллионная ул., д. 5/1 Мраморный дворец, архитектор – А. Ринальди, годы постройки: 1768 – 1785 

Григорий Орлов был одним из самых известных фаворитов Екатерины II, он же стал отцом её внебрачного сына графа Алексея Бобринского. Императрица дарила Орлову множество подарков, включая дворцы. Причём властная Екатерина даже сама выбрала и архитектора для строительства. Именно Антонио Ринальди отвечал за комфортные покои Орлова рядом с императорскими резиденциями. В 1766 году началось строительство замка в Гатчине, а в 1768-м Екатерина II приказала архитектору возвести для Орлова особняк и в самом Петербурге неподалёку от Зимнего дворца.

Мы знаем этот дворец как Мраморный: при его оформлении строители использовали 32 сорта камня. На внешних фасадах и в интерьерах присутствует итальянский, греческий, карельский и уральский мрамор, а также лазурит. Григорий Орлов умер в 1783 году, так и не дождавшись окончания строительства. В том же году Екатерина II выкупила здание у наследников графа, а в 1796-м пожаловала его своему внуку великому князю Константину Павловичу по случаю его бракосочетания. Правда первые годы в Мраморном дворце жили не новобрачные, а последний король Польши и также бывший фаворит Екатерины – Станислав Понятовский.

Шпалерная ул., д. 47 Таврический дворец, архитектор – И. Е. Старов, годы постройки: 1783 – 1789 

Одним из самых могущественных людей екатерининского времени был фаворит императрицы Григорий Потёмкин. Ради любимой женщины он отвоевал у Османской империи огромные территории на юге России, включая Крым, и стал губернатором Новороссии. В Петербурге у Потёмкина была своя резиденция — грандиозный Таврический дворец.

Роскошную городскую усадьбу с просторными залами и красивым зимним садом построил архитектор Иван Старов.  На возведение и отделку дворца была затрачена астрономическая сумма — около 400 000 рублей золотом. Причём у самого Потёмкина денег не хватило, и Екатерине II пришлось выкупить дворец в казну, достроить его, чтобы потом опять подарить его своему любимцу. Уже после смерти хозяина императрица распорядилась назвать дворец Таврическим в память о том, что Григорий Потёмкин участвовал в присоединении Тавриды в 1787 году. Ну а спустя столетие этот дворец стал оплотом российского парламентаризма – здесь до Октябрьской революции заседала Государственная дума.