Удивительная штука – человеческая память. Само течение времени постепенно вталкивает самые незатейливые предметы и воспоминания в разряд памятников. То, что сначала называют винтаж, потом антиквариат, а после уже и того больше.

Джером Джером писал, что какая-нибудь фарфоровая собачка, разбитая вами без всякой жалости, через сотню лет окажется в музее, где искусствоведы будут восхищаться теплым колоритом ее носа, секрет которого утрачен. А нас самих называть гениальными ваятелями фарфоровых собачек.

Множество таких вот объектов культуры – безделушек и, наоборот, предметов ушедших технологий, фотографий, мебели и целых деталей интерьера круглогодично выставлено у нас в городе в постоянно обновляющейся экспозиции.

Это стихийный рынок, проще говоря, барахолка возле железнодорожной станции Удельная. Артефакты прошлого и то, что художники называют «найденный объект». В поисках вдохновения сюда приходят дизайнеры и артисты. Мастер-класс по поиску шедевров на Уделке нам дал фотограф и коллекционер Юрий Молодковец.

Юрий Молодковец,коллекционер, главный фотограф Государственного Эрмитажа:
«В нашем мире все предсказуемо. Блошиный рынок — это место неизвестности, ты не знаешь, что можешь встретить. А с другой стороны это работа с твоей памятью».

Юрий Молодковец – любитель блошиных рынков по всему миру, но свой родной – на Удельной – вне конкуренции. За плечами почти четвертьвековой, с 1997 года, опыт взаимодействия со стихийной территорией, которая стала поставщиком приятных эмоций, неожиданных артефактов и даже шедевров.

Юрий Молодковец,коллекционер, главный фотограф Государственного Эрмитажа:

«Я прохожу мимо, картина лежит вот так перевернутая, я спрашиваю, сколько стоит, мне говорят, 400, а я вижу, что это шедевр. Говорю, давайте поторгуемся, мне продают за 300, я ее переворачиваю и вижу: «На пасеке», Виктор Тихомиров, великий русский художник Виктор Тихомиров.

Вот еще один центр притяжения наших интересов, моих и Александра Флоренского – шедевры, повторенные наивными художниками. Саша собирает «Охотников на привале» и «Аленушку», я – «Утро в сосновом лесу». Эти работы никогда даже не были ими увидены, срисованы с иллюстраций в «Огоньке». Мы покупаем, потому что у нас есть связанный с этим мощный музейный проект».

Уделку называют «островом сокровищ», а за сокровища торговаться стоит. Некоторым, даже простым предметам оттуда уготовано большое будущее в искусстве, особенно тем, которые потом он дарит друзьям-художникам.

Юрий Молодковец,коллекционер, главный фотограф Государственного Эрмитажа:
«Эта чайная коробка когда-то выпускалась миллионными тиражами, но у нее особая ценность. Мало того, что она просто красивая. Великий русский художник Таня Сергеева обожает рисовать натюрморты и вставлять в них такие объекты».

Один из его собственных проектов, связанных с Уделкой, называется «Счастье» — сочетание советского столового фарфора с советскими елочными игрушками.

Юрий Молодковец,коллекционер, главный фотограф Государственного Эрмитажа:
«Столовые тарелки часто предполагают счастливое праздничное застолье. Елочные игрушки – абсолютно детское ощущение праздника. Я просто соединил эти две ипостаси счастья».

Фотографов Уделка привлекает непредсказуемостью натюрмортов. Каким образом и почему те или иные вещи оказались рядом? И каждый раз, когда предметы в одной плоскости начинают взаимодействовать, в руках Юрия оказывается телефон или фотоаппарат. Удельный рынок – еще и территория вдохновения.

Юрий Молодковец,коллекционер, главный фотограф Государственного Эрмитажа:
«Я, как фотограф, готов прийти в любую погоду. Метель – я снял огромное количество роскошных фотографий, или в дождь. Люди затягивают свои товары пленкой и сквозь прозрачный материал я фотографирую эти предметы. Это волшебно».
Дарья Патрина,корреспондент:
«После таких рассказов не терпится снова попасть на Удельный рынок, но даже верные его посетители говорят, что пока это довольно опасно. Впрочем, и сегодня мы получили свой кусочек коллекционерского счастья – тарелку из знаменитой серии Юрия Молодковца. С автографом автора. Арт-объект он просил передать «Культурной Эволюции». С удовольствием это делаю».