Старейшая киностудия страны «Ленфильм» свой 106-й день рождения встретила с миллиардными долгами, фактически на грани банкротства. И самый главный вопрос, который задают сегодня любители кино, – почему даже права на коллекцию фильмов студии не принадлежат? Репортаж Антона Цумана.

В 93 году, когда студию возглавлял известный кинопродюсер Александр Голутва, создается компания «Фильмофонд киностудии Ленфильм», которой и передаются права на коллекцию. Сам Александр Голутва сегодня объясняет этот шаг как раз защитой коллекции от перехода в частные руки.

Но эти шаги только ускорили переход прав на коллекцию в частные руки. С 2004 года «Ленфильм» существует в виде двух разных компаний. А в апреле 2009, когда Голутва уже занимал должность заместителя министра культуры России, его бывший зам, глава фильмофонда Георгий Мауткин, передает коммерческой фирме «Твин СП» в лице Елены Шишко эксклюзивное право на телетрансляцию коллекции Ленфильма до 2023 года.

Мы показали этот договор юристу в области авторского права. И выяснили. Даже тогда, в 2009 году, он мог бы вызвать у специалиста очень много вопросов. Но почему-то их не заметили. Или не захотели заметить

Григорий Мауткин, подпись которого и стоит под договором, и сегодня, спустя 11 лет, считает иначе.

Далее фонды «Ленфильма» вместе с фондами «Союзмультфильма», Киностудии имени Горького и некоторых других становятся «Объединенной государственной киноколлекцией». Которая должна была продавать лицензии и передавать вырученные деньги студиям. Итог ее деятельности подвел Владимир Путин, как юрист по образованию, увидев этой схеме явный частный интерес.

Коллекция была расформирована, права переданы в Госфильмофонд, который и владеет ими по сей день. В 2016 году во время визита Владимира Путина на Ленфильм, кинопроизводители попросили президента вернуть коллекцию домой. Президент инициативу поддержал, но вскоре выяснилось, что договор с «ТВИН-СП» Госфильмофондом не только не расторгнут, но еще и продлен.

Ответ на наш запрос прислал Госфильмофонд – коммерческая тайна. Да и юридически ОАО «Ленфильм» даже не является стороной договора. И если бы не было того рокового разделения в начале нулевых, судьба «Ленфильма» была бы иной.

Каким бы мог стать «Ленфильм» в этом случае, можно увидеть на примере Мосфильма. Который не то что выжил, но еще и каждый год выходит в плюс больше чем на сто миллионов рублей.

Несколько цифр для иллюстрации. Один из федеральных каналов за право трансляции фильмов коллекции платит «ТВИН-СП» 200 миллионов рублей в год. Для справки — в России полтора десятка крупных федеральных каналов, полторы сотни региональных, и несколько десятков русскоязычных каналов за рубежом. То есть речь идет о сотнях миллионов долларов. Которыми оперирует небольшое петербургское ООО с уставным капиталом в 10 тысяч рублей.

Можно долго спорить, кто виноват, но вот неопровержимый факт. Шедевры, которые любят миллионы зрителей, и за которые платят миллионы рублей, теперь в руках одной частной компании. Согласно договору, предпосылки к которому создал бывший директор «Ленфильма», а подписал его бывший зам.