12 декабря 1993 года была принята Конституция РФ, та самая, по которой мы живем уже почти четверть века. В каких условиях она создавалась? Зачем она нужна? И при чем здесь Санкт-Петербург? Репортаж Юрия Щербакова.

Не знали, что такое Конституция, и в начале 19 века. Сенаторам и министрам это было не выгодно, простому люду – не интересно. Может быть, именно поэтому восстание декабристов провалилось.

После разгрома войск Наполеона и заграничного похода русской армии много молодых и горячих людей впервые увидело другую жизнь вблизи и опытом этим оказалось совершенно опьянено. Им казалось несправедливым, что Россия живет не так, как Европа.

Борислав Богоявленский,историк:
«Действительно, очень многие надеялись, что на радостях победы император Александр Павлович дарует, действительно дойдет до отмены крепостного права. Они, конечно, романтики, они, конечно, в каком-то плане идеалисты, но они хотели действительно в конституции проговорить ограничения прав монарха».
Юрий Щербаков,обозреватель:
«14 декабря 1825 года здесь, на Сенатской площади, собрались мятежные войска. Задача была следующая: выстроить солдат, обратить на себя внимание Государственного совета и Сената, заставить присягнуть новому государю, но главное – потребовать ввести конституцию».

Но когда декабристы собрались на площади, оказалось, что заседание уже закончилось, все решения приняты, предъявлять требования попросту некому. Ситуация зашла в тупик. Восставших окружили правительственные войска. Несколько выстрелов картечью обратили собравшихся в бегство. Самых радикальных мятежников казнили. Других – сослали в Сибирь. Что же касается простых солдат, оказалось, что практически никто не понимал, за что борется.

По сути, декабристы были первой политической оппозицией в истории России, созданной по идейным основаниям. Действительно революционерами оказались большевики. Вынашивая план по свержения монархии, они серьезно задумывались над первым общим сводом законов и правил для нового государства.

Леонид Кудзеевич,старший научный сотрудник Государственного Музея политической истории России:
«Для советской власти, для власти большевиков это было необходимо. Поскольку они строили абсолютно новое государство, государство рабочих и крестьян, основанное на совершенно других, как они декларировали, принципах, идеалах, и поэтому было необходимо было написать вот эти правила новые и закрепить их уже в новом законе».

Образованный в 1922 году Союз Советских Социалистических Республик потребовал появления новой Конституции. Но от документа 1918-го он мало чем отличался.

Юрий Щербаков,обозреватель:
«В 1936-м появилась «Сталинская конституция». По замыслу авторов она должна была не только отразить «победу социализма», но и привлечь к Советскому Союзу симпатии международной общественности. В главном законе гарантировались прогрессивные для того времени главные свободы: свобода печати, свобода собраний, право каждого человека на жизнь».

Но как показала история: конституция и действительность в те годы существовали в параллельных реальностях.

С приходом к власти Хрущева в нашей стране могла появится новая конституция. Проект уже был готов. Но со временем первый секретарь ЦК КПСС перестал быть «верным ленинцем» и «выдающимся деятелем современности», проект, связанный с именем Никиты Сергеевича, принимать не стали.

Леонид Кудзеевич,старший научный сотрудник Государственного Музея политической истории России:
«Потом приходит Брежнев — опять надо менять конституцию. Менялась страна, менялась жизнь, менялась экономика, страна развивалась и требовалось все эти изменения, которые происходили, закреплять и в законодательном поле».

Кроме того, важно было показать, что ситуация в стране меняется к лучшему, построено общество развитого социализма и теперь начинается новая жизнь. Внести свои пожелания в проект основного закона мог любой советский человек. Так или иначе, решающее слово по-прежнему оставалось за партией и ее генсеком.

Юрий Щербаков,обозреватель:
«Газета «Вечерний Ленинград» от 31 октября 1990 года. На развороте «проект Конституции Российской Федерации». То есть государства такого еще не существовало, а вот проект его основного закона уже предлагали изучить гражданам».

Следующие три года власть предержащие и на нее претендующие никак не могли прийти к общему знаменателю.

Юрий Щербаков,обозреватель:
«А спорить то было о чем. Например, пункт А «Президент — глава государства и глава исполнительно власти». И в этой же газете, но на другой странице вариант Б «Ответственное перед парламентом правительство»».
Юрий Новолодский,в 1993 году начальник Управления юстиции Санкт-Петербурга, президент Балтийской коллегии адвокатов имени Анатолия Собчака:
«Вопросы власти должны быть безукоризненно урегулированы в действующей в стране Конституции. А если у нас было много проектов и не было ни одной действующей Конституции, тогда действует очевидная формула: если не действует закон, то действует сила».

12 декабря 1993 года была принята новая Конституция, по которой мы живем вот уже более четверти века. А то, кем и как она создавалась и применялась, это уже совсем другая история совсем другой России.