Ушел из жизни замечательный оперный режиссер, выдающийся театральный педагог, заслуженный деятель искусств Станислав Леонович Гаудасинский.

Станислав Гаудасинский был режиссером, но простая эта фраза в его случае обозначает нечто значительно большее, чем просто указание на профессию. Это — формула личности, формула жизни. А также — дар: организовывать пространство и время. И не важно при этом — пространство сцены ли, семьи, кафедры или праздника. И так же о времени: ему подчинялись спектакль, учебный процесс, человеческие судьбы. И благодаря этим качествам его знали в городе, стране и в мире.

Период его наиболее значительных совершений — два последних десятилетия 20-го века и семь лет следующего, когда он руководил Малым оперным театром — впоследствии им. Мусоргского, ныне — Михайловский. Тогда им было поставлено около тридцати спектаклей: от оперы нашего современника Сергея Слонимского «Мария Стюарт» до оригинальной сценической версии «Реквиема» Джузеппе Верди. Но основная доля его труда приходилась на почву русской оперной классики.

Гаудасинский был режиссером, и при этом следовал великой традиции русского реалистического театра, где главный — актер. И в этой колее единства актера и режиссера и создавался его оперный театр.

В ту пору, когда заграничные гастроли были привилегией немногих советских театров, а среди музыкальных прежде всего Большого и Кировского, Станиславу Гаудасинскому удалось присоединить к ним и руководимый им второй Ленинградский оперный, и представления о музыкальном мире расширились по обе стороны границы.

В своей деятельности он опирался на внутреннее знание. Его частое выражение — я все сделаю, как надо. Это ощущение исключительного обладания истиной порой создавало ему оппонентов, но оно же помогало ему до сего дня охранять то, что называется — школой.

Станислав Гаудасинский принадлежал к эпохе большого стиля, когда принятыми единицами всего сотворяемого называли народ и народное благо. Свою режиссерскую эстетику он также часто обосновывал этими же ценностями — народу понятно. Но кроме того он сам был человеком «большого стиля» — в манере говорить, манере думать, дружить, жить. Станислав Гаудасинский был народным артистом России, заслуженным деятелем искусств, лауреатом Государственных премий.