Рисунок с подписью даже в наши дни — самый оперативный и доступный ответ искусства. Пожалуй, изоляция не сможет ни прибавить, ни убавить из традиционного его источника — интернета. Другое дело, что такой вот посыл останется последним искусством в реале. На фоне закрытия музеев, галерей и даже парков остаются улицы. Уличные художники работают по всему миру. Лица в масках украшают опустевшие магистрали от Индии и Китая до многострадальной Италии. В Москве неизвестный позволил себе иронию и нарисовал коронарика — достойного спутника Смешариков. 

Наконец у нас, на Парнасе, забор украсило вот такое вот коммюнике из гречки, спичек и туалетной бумаги. Долго не провисело, но повод спросить — с кем же вы, мастера граффити? Известный граффитист Покрас Лампас на днях представил свою работу в Мариинском театре. Это видеосоставляющая балетного спектакля Ильи Живого «Touch the light» («Прикосновение к свету») на музыку Филипа Гласса. Произведение на стыке стрит-арта и балета прошло в рамках мастерской молодых хореографов, фестиваля «Мариинский». И прошло. Это были счастливые, как мы понимаем, дни, когда организаторы совещались пускать ли зрителей в зал. Александра Мымрина со съемочной группой ждала решения у дверей, и ей повезло.

Балетоманов так просто не напугаешь! Особенно балетоманов, разгорячённых ожиданием хореографии, свежей, дерзкой, яркой. Так что аншлаг, традиционно сопутствовавший в Мариинском театре творческим мастерским молодых хореографов, случился и в этот раз. В этот, теперь уже, исторический вечер.

Семь премьер за один вечер, но обостренное внимание — к одной. «Touch the light» — постановка старожила мастерской Ильи Живого. От его работ всегда ждут не только красивой и точной формы, но и безошибочно попадающих в цель эмоций. Его прошлый перформанс в рамках мастерской провозглашал «Я не боюсь» и был о человеке, теряющим контроль над своим телом. Нынешний символично зовёт прикоснуться к свету.

Илья Живой,хореограф:
«Я считаю, что балет посвящён человеку, его попыткам, его поиску своего места в этом мире. Путём борьбы, путём взаимодействия, любви, сострадания, дружбы. Мы весь этот путь проделали для того, чтобы зритель сегодня увидел много, разное, интересное, непонятное, вдохновляющее. Но чтобы не было ощущения, что что-то мешало, отвлекало глаз — чтобы был абсолютный баланс видео, света, музыки и лексики артистов».

Видеть музыку, слышать танец — формула, выведенная Джорджем Баланчиным. Илья Живой воплотил её буквально — в «Touch the light» мелодия «рисует» не только движения трёх пар танцовщиков. Делающая гипнотические круги музыка Филипа Гласса материализовалась в видео художника Покраса Лампаса. Это, кстати, его дебют в театральном формате. Футуристическая каллиграфия, перетекающая в чернильные пятна теста Роршаха, как оказалось, способна отвлечь взгляд даже от лучших балетных ног и рук, от исполнителей Ксандера Париша и Екатерины Кондауровой.

Покрас Лампас,художник-каллиграфист, видеохудожник:
«Естественно, я как культурный петербуржец, слежу и за балетом, и за театром, за современными постановками. Так что, когда Илья предложил поработать, оказалось, что у меня уже действительно есть готовность и мотивация сделать большой и сложный проект вместе. Самая большая работа — это понять, какой будет баланс между хореографией и видеорядом, который становится элементом декора. При этом настолько невероятно работают танцовщики, что каждое их движение хочет подчеркнуть, а не спорить с ним. И это уже большая работа Ильи».
Илья Живой,хореограф:
«Я работаю с тремя парами артистов, и все эти три пары они внутри себя очень разные. У каждого свои особенности, кто-то хороший актер, кто-то невероятно техничен, кто-то обладает безумной харизмой. Мой челлендж был в том, чтобы найти подход к каждому из них — я считаю, что мне это удалось. Ребята действительно раскрылись, вышли за свои рамки. Я вышел за свои рамки как хореограф. И сегодня, мне кажется, Мариинский театр вышел за рамки как компания с многовековой историей».

Рамки преодолены, овации завоёваны. Хотя на тему, удался ли Илье Живому синтез искусств, или скорее их очень эффектное, но всё же соревнование, можно подискутировать. А в условиях, когда балетных новинок ждать не приходится — это даже полезно. Так что смотрите этот вечер молодых хореографов на интернет-платформах Мариинского театра, ушедшего в онлайн, и к дискуссиям присоединяйтесь. Или просто, отвлекайтесь от прочих новостей.