Репортаж Антона Цумана о мерах по борьбе с распространением коронавирусной инфекции.

Юрий Зинчук,ведущий:
«Да, в России и в Петербурге эти события пока разворачиваются не так драматично, как в той же Европе, например. Но мы не живем на какой-то параллельной планете, под названием «Страна Россия». У нас одна общая планета. Поэтому до нас тоже докатилась эта волна. И давайте сейчас посмотрим, а как эпидемия коронавируса изменила – нет, не город, нет, не страну – жизнь каждого из нас. Нашу повседневную жизнь. Да, мы стали чаще мыть руки. Да, мы стали с большей тревогой смотреть новости. Да, мы перестали ходить в кино и стараемся реже посещать торговые центры. А что еще? Давайте послушаем Петербург».

— Мою жизнь очень изменило, потому что я переводчик китайского языка, я работаю с туристами, которых сейчас нет, может быть и не будет.

— Это печально, что у нас панику разводят со всех сторон, просто как массовая истерия. А так – ничего не изменилось.

— На бизнесе только если. А в остальном — в общем, в перчатках я не хожу, в маске не хожу, просто чаще мою руки – и все.

— Меня не устраивает эта паника, которая происходит, эта истерия, это надевание масок, которое, в принципе, не поможет.

— Вообще не испытываю панику, ситуация в мире, не знаю, мне кажется надуманная какая-то история.

— Да, изменилась, контрагенты все ушли на home office, поэтому сложновато сейчас работать.

— У меня есть свой отель и, конечно, гости значительно меньше стали приезжать в Санкт-Петербург. По крайней мере, все брони, которые были на май и июнь, отменяются.

— Ничего не изменилось. Ничего. Я блокадница, пережила блокаду, а уж этот вирус мы переживем.

Юрий Зинчук,ведущий:
«А теперь давайте посмотрим, как Петербург проходит через эту сложную ситуацию. Какие меры предпринимаются? Насколько они оправданно жесткие? Что происходит с этими злополучными масками? И почему ажиотаж вокруг них искусственный? Почему не надо бросаться в магазины и килограммами скупать продукты, туалетную бумагу, а потом бежать на кассу, расталкивая всех локтями? Не надо этого делать. Во-первых, это не по-петербургски. Во-вторых, никакого повода для паники, для тревоги и страха в жизни петербуржцев быть не должно. И вот почему. Антон Цуман расскажет об этом в своем репортаже».

Среда. Совместное заседание оперативных штабов по борьбе с коронавирусом сразу двух субъектов федерации. Петербурга и Ленинградской области. Фронт борьбы с заболеванием расширяется. Глава города Александр Беглов заявляет — ситуация под контролем и Петербург никого в этой борьбе не оставит.

Александр Беглов,губернатор Санкт-Петербурга:
«Тем, кто находится на самоизоляции в квартирах, на дачах, социальные службы будут оказывать всяческое содействие в доставке продуктов питания, необходимых медицинских препаратов и многое другое. То есть они все у нас под наблюдением. Они все у нас есть в реестре. Никто никого не бросает, наоборот мы просим обращаться».

И вот один из примеров. Теперь пройти тест на коронавирус может любой житель Петербурга. С начала недели это сделали уже несколько тысяч человек.

Вот так, например, этот процесс организован в 114 поликлинике в Приморском районе. Никаких справок и полисов — для того чтобы пройти процедуру достаточно паспорта. И первый вопрос — как давно были за границей. А сам забор, как говорят специалисты, биоматериала занимает всего лишь несколько минут.

Коронавирус изменил не только график работы поликлиник, но и весь привычный размеренный ритм Петербурга. Перед каждым выездом обрабатывается общественный транспорт. Дезинфекции подвергаются и поручни торговых центров, и эскалаторы метро – любая поверхность в местах массового скопления людей. В пунктах оплаты ЗСД и магазинах работают строго в перчатках, карты принимают гораздо охотнее чем наличные деньги.

Одна из важнейших задач — обеспечить население средствами защиты. Одних медицинских масок закуплено 2 000 000 штук. Поставлены на контроль профильные предприятия. Вот как раз один из образцов — медицинский респиратор. Главное отличие от обычных – специальный материал. Последние несколько недель на этом предприятии под Петербургом действует особый режим работы. В три смены. Заказов так много, что, по словам директора по производству, работать приходится на пределе мощностей. Ведь это первый случай за много лет работы.

В лаборатории сравним медицинский респиратор и обычную маску. Этот прибор прогоняет через образцы аэрозоль под давлением. Размер частиц сопоставим с размером бактерий и вирусов. Респиратор пропустил меньше полпроцента всех частиц. А вот результаты тестирования обычной маски из нетканого материала, мягко говоря, поражают. 94% прошло сквозь. То есть для здорового человека маска бесполезна. А значит массово скупать их попросту бессмысленно. Об этом еще раз напомнили специалисты петербургского НИИ Гриппа, которые на этой неделе первыми в России расшифровали геном коронавируса петербургских пациентов.

Свежие кадры из петербургских магазинов. И если к скоропортящимся продуктам интерес остался прежний, то на продукты длительного хранения — крупы и макаронные изделия – спрос возник до такой степени, что в магазинах не успевают пополнять полки.

А часть скупленной гречки и туалетной бумаги затем оперативно появляется на популярных сайтах бесплатных объявлений. По спекулятивной цене. Как раз это и порождает массовую панику, мол, будут пустые полки, как в конце 80-х. Но и поставщики и ритейлеры уверяют – товаров достаточно, гречки в том числе. И глава города просит горожан проявить гражданскую ответственность. Повода для паники нет.

Некоторые эксперты опасаются — поставщики и крупные торговые сети могут повысить цены на продукты первой необходимости. Не из-за дефицита, а из-за ажиотажа. На что уже отреагировали представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу. И, по словам главы управления Вадима Владимирова, каждый такой случай будет рассматриваться особо.

Пожалуй, самая обсуждаемая мера — вынужденная отмена всех городских событий численностью выше 50 человек. Но, по словам главного санитарного врача Петербурга, она вполне оправдана. Вирус крайне заразен. То есть даже если человек здоров, по возможности лучше оставаться дома.

Да, такие меры просто жесткие — беспрецедентно жесткие. Причем не только в Петербурге. Каждый день объявленной Всемирной организацией здравоохранения пандемии коронавируса буквально приостанавливает привычные явления и события. Не удаляет, но отдаляет.

Закрылись пункты пропуска на границе с Финляндией. Недавно открытый автобусный маршрут Самарканд – Петербург временно отменен. Граница с Узбекистаном закрыта.

В новейшей истории Петербурга такого еще не было, чтобы на Дворцовой площади перед воротами Зимнего не стояла очередь из желающих попасть в Эрмитаж. Но это факт. Второй по величине мира музей закрыт. И полюбоваться им можно только на расстоянии.

Под распоряжение Минкульта попали не только все государственные музеи. Здания Российской национальной библиотеки закрываются для посетителей. Кстати для нашей «публички», которая даже в блокаду не прекращала работу, это первый такой случай с 1831 года. Когда в Петербурге бушевала эпидемия холеры. Но, как уверяет руководство РНБ, с читателями библиотека не расстанется.

Хотя театры закрыты, культурную жизнь в Петербурге не убить никаким коронавирусом. Вот, например, Мариинский театр на этот период готов выкладывать записи своих спектаклей у себя на сайте, свои концерты обещает транслировать петербургская филармония, а Александринский театр обещает, что даже коронавирус не отменит премьеры новых спектаклей. Да, в зале зрителей не будет. Но вот посмотреть трансляцию дома, за компьютером, никто не помешает.

Урок культурологии в 56-й гимназии. Большая часть учеников воспользовалась рекомендациями Комитета по образованию и осталась дома. Но пустые коридоры и классы совсем не означают, что образовательный процесс в Петербурге остановился. Просто теперь он будет дистанционным. Ученики этой гимназии, например, могут скачать задания прямо со школьного сайта.

С 23 марта до 30 марта на каникулы уйдут все школы в стране. И в масштабах города, как заявляют в Комитете по образованию, Петербург первым в России создает единый портал дистанционного образования. И, по словам председателя комитета Жанны Воробьевой, там уже зарегистрировались больше 400 тысяч школьников.

Несмотря на множество вынужденных ограничений, жизнь в Петербурге не прекратилась. Да, коронавирус изменил привычный быт. Но Петербург переживал несравнимо более страшные эпизоды в своей истории. Из которых всегда выходил победителем. И глядя на то, как город уже сейчас справляется с эпидемией, можно быть уверенным. Так будет и в этот раз.