Семь десятков ролей, в лучшем случае эпизоды, а то и вовсе персонажи, которым не нашлось места даже в титрах. И всё же у этого ленинградского актёра с невероятно богатой мимикой была своя «золотая» десятка ролей, которая принесла ему звание «короля эпизодов». Такие, как обаятельный тунеядец Федя.

Но мало кто задумывается, что по его фильмографии можно прочесть судьбу актёра. Стоит лишь подобрать правильные ключи. И тогда весёлый разбойник в «Айболите-66» окажется вовсе не таким уж весельчаком…

Смирнов, сын актрисы, и сам с детства мечтал стать о сцене. Даже на фронте он не забывал о художественной самодеятельности. И наверняка, не поступи он в театральную студию Ленинградской Музкомедии, он остался бы при актёрском мастерстве. Был бы, например, шумовиком.

Зрители видели на экране смешного, нелепого недотёпу, подстать его героям. А между тем, за этой маской скрывался тонкий, начитанный человек, ценитель японской поэзии. Но что зрители, редкий режиссёр готов был дать актёру возможность освободиться от маски комика.

Смирнов оказался заложником своей фактуры. Ну кто бы заподозрил в нем фронтового разведчика, командира огневого взвода в миномётном полку?

Как ни странно, Алексей Макарович трудно сходился с людьми, он мало кого подпускал к себе. Куда легче актёр находил общий язык с животными. Ведь не каждому тигр позволит таскать себя за хвост.

Не случайно актёр много снимался и в детских фильмах. Лишённый возможности обрести семью, он постоянно окружал себя детьми. Несколько лет он безуспешно пытался усыновить мальчишку из детского дома.

Да и сам Смирнов, оставшийся холостяком и посвятивший себя матери, оставался ребёнком до последнего. Большим, трогательным и преданным. Слишком поздно обретя в Леониде Быкове друга и единомышленника, он не пережил его гибели…

Алексею Смирнову было всего 59 лет и до дня Победы, за которую он воевал, оставалось всего 2 дня…