В Михайловском замке открылась выставка «Художники Бельские» к 300-летию со дня рождения Ивана Бельского, представителя династии крепостных живописцев XVIII века. Трудовой династии в подлинном смысле, трудового коллектива, когда люди работают вместе — неудивительно что на большинстве картин нет подписи. С другой стороны, это были оформительские работы сначала по заказам императрицы Елизаветы Петровны, а потом и Екатерины II. Три брата оформляли интерьеры Третьего Летнего, Зимнего и Большого петергофского дворцов, Смольного института, а также петербургских церквей. Если в искусстве можно хоть что-то чему-то уподоблять, то в современном смысле Бельские занимались дизайном. В то время искусство было явно назидательным, братья Бельские украшали нравоучениями стены Смольного институт. Эмоциональные ответы смолянок, выцарапанные прямо на работах обнаружили реставраторы, готовившие картины к выставке. На ней одной из первых побывала Катерина Картузова.

Семейная династия, покорившая Петербург XVIII века — художники Бельские: Иван, Алексей и Ефим. Сегодня их сохранившиеся произведения украшают залы Русского Музея, Государственного Эрмитажа и Третьяковской галереи.

Григорий Голдовский, заведующий Отделом живописи XVIII — первой половины XIX века Государственного Русского музея:
«Братья Бельские были более известны по документам и по хроникам, нежели по их сохранившимся произведениям. Известные вещи, как правило, не станковые, монументальные. Следовательно, сделать из них выставку можно только что разве фотографиями, Удалось из росписей церковных вытащить целую семейную историю».

Иван Бельский писал образа для собора Александро-Невской Лавры и церкви Рождества Христова на Песках. Мастер крайне редко подписывал свои работы. Картина «Взятие Богоматери на небо» — единственная с автографом. Авторство остальных полотен удалось установить во время реставрации.

Наталья Романова, ведущий художник-реставратор Государственного Русского музея:
«В процессе раскрытия поздних желтых лаков были обнаружены интересные моменты. Появилась в нижних слоях фактура живописи, которая не совпадала с верхним слоем. Это тот редкий случай, когда не исследования предваряют процесс реставрации, а в процессе реставрации появились новые данные. В процессе создания картина сильно изменялась. В частности, было изменено положение руки, и в одежде по нижнему краю видно, что имело другую цветность».

Средний брат — Алексей Бельский расписывал Андреевскую церковь в Киеве, панно для императорских дворцов в Петергофе и Царском Селе, создавал театральные декорации к итальянским операм и балетам. Одна из ранних его работ — десюдепорт «Цветы, фрукты и попугай». А эта серия выполнена им для Смольного института благородных девиц. Четыре декоративных работы с назидательными надписями. Например, «Не лги! Не вреди никакому животному и не озлобляй его! Не будь никогда праздна! Не делай зла и не досаждай никому!».

На выставке нет ни одного произведения Ефима Бельского. По словам научных специалистов, чудом сохранившиеся работы младшего из братьев сегодня могут быть в частных коллекциях.

В XVIII веке Бельские были знаком эталонного качества. Спустя 300 лет исследователи и реставраторы заново открывают их имена, находя неожиданные подтверждения их авторства на безымянных работах.