варвара фёдорова,корреспондент:
Их осталось немного. Они пережили революцию и блокаду, несколько раз меняли своё предназначение, но никогда не теряли первоначальный облик. Памятники деревянного зодчества в Петербурге: классицизм, эклектика и русский стиль.

Пл. Старого Театра, 13, Каменноостровский театр. Строгие формы, колонны с белыми пилястрами, изысканные рельефы в традициях греческой и римской архитектуры, но есть нюанс.

Арина Данилова,экскурсовод:
И стены, и колонны, и то, что вам кажется лепниной, на самом деле резьба по дереву. Это единственный деревянный театр в Петербурге, которому скоро исполнится уже 200 лет!

И тем удивительнее то, что это здание возвели всего за 40 рабочих дней, а театр и сегодня выглядит как новенький. В разные годы он принимал у себя и клуб, и лазарет, но всё же вернулся к истокам и стал полноправной сценой БДТ.

Большая Пушкарская, 14. Особняк Греффа. Но не того, о ком вы подумали! Руководитель знаменитой финансовой организации к этому отношения не имеет.

Арина Данилова,экскурсовод:
Более того, две эти фамилии пишутся абсолютно по-разному: фамилия первого владельца этого дома пишется с двумя буквами «ф», а фамилия всем известной персоны — с одной.

И всё же, особняк так хорошо сохранился благодаря… своим связям. В 19 веке его построили для действительного тайного советника, вторым хозяином стал доктор медицины, а сейчас в стенах дома – Музей балета при Академии Бориса Эйфмана. Была и ещё она удивительная страница в истории.

Арина Данилова,экскурсовод:
Перед революцией дом является конторой бумажной фабрики, а после революции это производство мы будем знать как фабрику «Светоч», именно отсюда родом будут наши школьные тетрадки, которые, я уверена, многим памятны.

Ул. Болотная, 13. Дача Бертлинга. Сейчас в этом доме находится Музей исторического воспитания, но он был построен в виде сказочной избушки не для детей, а по велению моды. 

Арина Данилова,экскурсовод:
Вы как раз-таки видите сруб, брёвна, живые, что называется — это примета неоруской стилистики.

В самом начале 20 века в районе лесной располагался большой дачный посёлок, сейчас – кругом одни многоэтажки, особняки пошли под снос. Выстояла только дача Бертлинга, опустевшая после революции. А всё потому что и у этого дома волей случая появился серьёзный покровитель. 

Арина Данилова,экскурсовод:
После событий октября 1917 года это место было признано ленинским, поскольку здесь бывал сам Владимир Ильич, и во многом этот факт сохранил жизнь дому деревянному. Как мы видим, все прочие постройки дачного посёлка дореволюционного, увы, утрачены, а этот дом существует и поныне.

Наб. Макарова, 14б. Дворовый флигель. Точнее – маленький деревянный домик со всеми удобствами, затесавшийся среди городских громад. 

Арина Данилова,экскурсовод:
По одной из версии этот дом был построен после революции, по другой версии — после Великой Отечественной войны, когда большая часть жилого фонда Ленинграда пострадала, и одна из семей городских решила построить деревянный дом на первое время, как предполагалось изначально, но, как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное.

И здесь до сих пор живут представители одной династии – флигель никому и никогда не продавался. 

Арина Данилова,экскурсовод:
Это здание не является памятником в официальном понимании этого слова, но тем не менее дом продолжает существовать, хозяева живут здесь с превеликим удовольствием и не планируют куда-либо переезжать.

А дом стоит – вопреки обстоятельствам и благодаря людям, пожелавшим сохранить память предков и эту ускользающую деревянную красоту.