В начале была… бутылка самого популярного газированного напитка. Именно с такого рисунка начинают свой творческий путь все участники арт-объединения «Новые городские художники». Вот так просто, но все «Новые городские» –  воспитанники психоневрологических интернатов. Имеют ментальные особенности, живут в закрытом мире и видят мир большой по-своему. Кураторы предлагают нарисовать газировку, а те, кто подходит к процессу с интересом и нетривиально, становятся художниками. И слово  «художник»  я использую не авансом и без всяких преувеличений. И вот доказательство тому. В Namegallery на этой неделе открылась первая персональная выставка негласного лидера «Новых городских» – художницы Зойки. Мы не могли пропустить открытие.

«Крыса советует отдыхать на Балканах». Надпись на полотне художницы Зойки, встречающем посетителей Namegallery. Другая ее работа, не попавшая на выставку, называется «Нам никогда не понять». Нам, как бы обычным людям, действительно никогда не понять, что движет этой художницей? Что хотел сказать автор? И откуда черпает вдохновение? Эти стандартно-наивные вопросы останутся без ответа. Кураторы «Новых городских» ей их и не задают  – зачем? Зойка занимается подлинным творчеством, не знает конъюнктур и контекстов. Делать как чувствуешь –  свобода, доступная не всякому художнику.

Евгения Штиль, куратор творческого объединения «Новые городские художники»:
«Однажды она оказалась в нашей студии и за время, что она там провела, она не нарисовала ничего. Когда все уехали, мы обнаружили, что она оставила текст. Очень загадочный, магический, он нас заворожил. Мы со Стасом Багсом сразу увидели потенциал этой манеры текстовой. Текст для неё как художественный инструмент, она с ним делает то, что хочет».

Картина её внутреннего мира со странными существами, дорожными знаками и дирижаблями, наивная и дикая, напоминает о работах Жан-Мишеля Баскии. Только она ему не подражает, хоть и видела его картины в каталогах, она сама умеет видеть мир как он. 

Екатерина Андреева, искусствовед, ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Государственного Русского музея: 
«Меня поражает, как она работает с цветом и линией, у неё очень тонкое чувство декоративное и пластическое. Это дар, это талант! Кроме того, интересно, как у неё в живописи отражается то, что называется информационный поток. Зрителя, который начнёт читать её картины, наверное, поразит так же сильно… В том, как она выбирает отдельные слова, как она их сочетает, видно то, что назвали бы рукой судьбы! У неё талант образовывать смыслы». 

Каждый из нас, конечно, не то, что написано в медицинской карте. Скорее то, что мы едим, говорим, делаем. Оттого не хочется «Новых городских художников» ограничивать термином ар-брют, определять в гетто аутсайдер-арта. Но для тех, кому важно – художнице Зойке почти 40, она не умеет читать и писать, буквы для неё – тот же рисунок. Иногда бессвязные, иногда хлёсткие – цитаты Зойка берёт из того, что окажется рядом: строительных журналов,  бесплатных газет, сборников по соцреализму или томика Экзюпери. 

Стас Багс, художник, куратор творческого объединения «Новые городские художники»: 
«С лёгкостью можно навязывать клише… Из ПНИ, но почему бы не сделать так, чтобы это был просто художник? И относиться к человеку как к человеку? К художнику как к художнику? Она сама показала, чего и как она хочет делать. Главное было заметить. Она же не пишет, она срисовывает. Со всеми ошибками, естественно, где-то потеряла слова… И начинает заново и ещё три раза написала. Я считаю, что в этом она, её характер, её сумбур небольшой, она вообще такая – вау-девчонка!».

Свой первый вернисаж Зойка пропустила – выставку хочет увидеть потом не с посторонними, а с друзьями. Она –  художник с той самой тонкой кожей, которая не загрубеет от критиков, ярмарок, внимания зрителей и коллекционеров.