Как на месте заводов, которые раньше считались гордостью отечественной «оборонки», появляются новые жилые комплексы? Кто их продал, за сколько? И что будет с Петербургом, если не остановить натиск девелоперов на эти городские территории? Репортаж Антона Цумана.

Со стороны Манчестерской улицы строительство в самом разгаре. А буквально месяц назад под еще один ЖК снесли здания по Светлановскому проспекту. Теперь их можно увидеть лишь на старых фотографиях, а там буквально творилась история советской электроники.

Людмила Ильина проработала в этой опытной лаборатории больше 40 лет. Ее коллега, фронтовик Юрий Попов, тоже много лет жизни посвятил предприятию. Вспоминают: раньше работать на этом предприятии мечтала молодежь всего Ленинграда. И декабрьский снос у ветеранов «Светланы» вызвал настоящий шок. И эти эмоции можно понять. Сейчас в бывших цехах – склады и теплицы, которые уже успели стать причиной пожара. В бывших лабораториях — офисы. А сама «Светлана» сейчас задействует от силы пятую часть от территории, размером больше чем в 40 гектаров. Нынешнее руководство обеспокоенность петербуржцев понимает и передачу своей территории под строительство считает, скорее, благом.

На «Светлане» и сегодня производится электроника, в том числе, и военного назначения. Но после приватизации и акционирования 90-х это уже полностью частное предприятие, которое может распоряжаться своей территорией так, как захотят акционеры. Акционеры захотели ее продать. Неудивительно: земля под строительство, да ещё и в черте города, на вес золота.

Только за последнее десятилетие многие предприятия были или выведены в Ленобласть или просто закрыты и снесены. И вот лишь некоторые примеры. Завод «Русский дизель», бывший завод Нобеля. Теперь там будет размещён жилой комплекс. Территорию на Васильевском, где раньше располагался «Завод имени Калинина», сейчас перепрофилируют под бизнес-кластер. Бывшую территорию НИИ тока в апреле прошлого года тоже эффектно «освободили» под будущую застройку. НИИ «Буревестник» на Малой Охте расчищен под очередной ЖК.

Но, несмотря на то, что, по оценкам экспертов, наш город за последние 10 лет потерял 150 крупных предприятий, промышленность остается одной важнейших отраслей Петербурга. По словам председателя Комитета по промышленной политике Юрия Калабина, крупные предприятия – это вторая по величине статья доходов городского бюджета. Все дело в возросшей технологичности производств. Заводы стали гораздо компактнее — и это мировой тренд.

Да, освободившиеся территории надо вновь задействовать. Вопрос как. В долгосрочной перспективе строить на этих местах новые производства выгодно. На короткой дистанции застройщикам гораздо выгоднее разместить жилье. Простая арифметика – средняя стоимость 1 кв. м. промышленной застройки от 30 тысяч рублей, жилой – от 100 тысяч. Причем инфраструктура района на это может быть просто не рассчитана.

К чему может привести такой подход, уже можно увидеть на примере бывшей промзоны на Сампсониевском проспекте. Жители 72-го дома раньше соседствовали с заводом имени Карла Маркса. Теперь после редевелопмента территорий их буквально обступают новостройки.

А эта стройка, по словам жильцов, даже заняла часть их дворовой территории. По плану здесь гостиница, но руководитель инициативной группы жителей Наталья Баринова опасается, что это будет апарт-отель. Жильё без прописки, для которого по закону не требуется создание инфраструктуры. А она и так во всем Выборгском районе сильно перегружена.

Да, уход флагманов ленинградской промышленности в эпоху рыночной экономики вполне естественное явление. Это факт. Но то, что появится на их месте, и определит то, как будет выглядеть Петербург следующей половины 21 века. И только от нас зависит, что это будет за город — город, построенный по воле девелоперов, или же по воле петербуржцев.