МИХАИЛ ШЕМЯКИН,художник:
Для любого нормального, мыслящего человека — это храм Аполлона, Венеры. Я там проработал пять лет такелажником. На тяжёлых работах. За то, имел право копировать. Почему я и работал. Нужно было отлежаться, отдохнуть от тяжёлой работы, вымыть руки, проветриться от городской помойки и идти к Пуссену или голландцам. То есть Эрмитаж был для меня ещё школой. Потом нахождение в этом мистическом пространстве, особенно, когда Эрмитаж закрыт. Нужно было разводить воду. Сейчас не знаю, уже, наверное есть современная техника, а раньше всё было по-старинке. Нужно было налить в бачки воды, которые стояли на батареях. Вода испаряется, из-за этого картины не лопаются, лак не трескается. Вот там я провёл счастливейшие годы моей жизни. Эрмитаж мне дал очень много, поэтому это действительно мистическое пространство. Работать напрямую со старой мебелью, с камзолами, с треуголками, держать в руках шлемы… Эрмитаж воспитал меня, как художника. Поэтому для меня это, для многих людей, это сакральное место.