С появлением кино и телевидения недальновидные критики пророчили скорую смерть театру. Теперь же театру предрекают вечную жизнь. Причем не только потому, что современные технологии позволяют зафиксировать и сохранить лучшие постановки нашего времени. Театр год за годом все лучше приспосабливается к цифровому миру и использует все возможности мультимедиа. Но к чему все это приведет? И каким он предстанет перед нами в будущем? 

Глеб Фильштинский,режиссер мультимедиа, арт-директор фестиваля:
«Количество событий в единицу времени, которое может транслироваться со сцены в зрительный зал и использоваться художниками и режиссерами неизмеримо больше, чем при использовании декораций, которые не связаны с мультимедиа. Я уверен, что Кваренги бы, если бы знал, что такое лазерный видеопроектор, использовал бы его в этом зале 100%! Просто он не знал и поэтому не использовал. И поэтому теперь это охраняется КГИОПом без лазерных проекторов. А жаль». 
Варвара Федорова,корреспондент:
«Гонзага, Валериани, Галли-Биббиена – художники XVIII века, создавшие классические сценические декорации. Сегодня их работы не только хранятся в фондах Эрмитажа, они становятся основой цифровых спектаклей участников конкурса». 

Ожившие декорации – по аналогии с живыми полотнами – сохраняют исторический облик произведений искусства, но позволяют взглянуть на них с разных ракурсов, находясь в одной точке зрительного зала. На открытии фестиваля показали конкурсные работы, посвященные как жизни и творчеству художников, так и рефлексии самих мультимедиа. 

Дмитрий Отяковский,режиссер, участник фестиваля: 
«Здесь мы в мультимедийной форме рассказываем о том, что такое цифровая этика. Нужно ли отвечать «спасибо» после того, как ты спросил: окей, Гугл, где поесть? Нужно ли оставлять чаевые автопилоту-таксисту? Нужно ли наделять робота эмоциями, возможностью творить? Что отличает человека от робота? И где та грань, где мы должны уже выдавать роботам паспорта? Опера поставлена в жанре «медиаинсталляция для четырех экранов». То есть это специально написанная опера, музыкальное произведение, которое исполнил онлайн-переводчик, озвучивал в приложении женский голос, и затем его обработали».

Для исполнения этой оперы не приглашаются актеры, но скорее это исключение, чем правило. Сегодня цифровые технологии становятся частью и академических постановок, однако многие недовольны смещением акцента с музыки и артистов на визуальный ряд. 

Дмитрий Черняков,режиссер: 
«Если хороший, интенсивный, мощный артист – что может отвлечь внимание от живого артиста на сцене? Ничего. Ты будешь на него смотреть. А потом, это же все зависит от нас, от тех, кто делает зрелище, та пропорция, обязанность рассчитать зрительское внимание». 

Фестиваль Digital Opera 2.0 покажет не только конкурсные работы молодых медиахудожников, но и самые известные мировые оперы на экранах кинотеатров. И именно это становится основным источником споров. Спектакль, снятый на видео, все еще остается спектаклем или формирует отдельный жанр? И как зритель воспримет использование средств монтажа не только в кино, но и в театре? 

Елена Кальницкая,директор ГМЗ «Петергоф»: 
 «Я смотрю на людей: их бросает из инновационной, новой житейской мудрости в классическую. И время достаточно безжалостно судит такие вещи, но одномоментный успех этого проекта, он абсолютен».
Глеб Фильштинский,режиссер мультимедиа, арт-директор фестиваля:
«Театр всегда сопротивляется. Как и любая вещь. А потом — бах! И присваивает это себе. Сейчас главное, чтобы театр все эти мультимедийные штуки себе присвоил, переварил и начал использовать на свое благо театральное, на свою театральную сущность». 

Трансформации театра год за годом могут привести к тому, что он перестанет быть похожим сам на себя, но нет сомнений, что он останется театром, пока будет отражением мира, не важно, какими средствами говорить на вечные темы. И сегодня современные мультимедиа органично вписываются в классический интерьер Эрмитажного театра.