Израильский актёр и режиссёр Шмуэль Ацмон не мог пропустить фестиваль памяти любимого писателя, несмотря на свой почтенный возраст — 90 лет. Первый рассказ Шолома Алейхема он услышал десятилетним мальчиком — его читала мама на идише. Родной язык — это всё, что осталось у семьи польских евреев, переживших ужасы нацизма, заброшенных в далекую Сибирь. Спустя годы Шмуэль Ацмон будет ставить произведения писателя на сцене.

Шмуэль Ацмон,актёр, режиссёр, почётный президент театра «Идишпиль»:
То, что мы подчёркиваем 160-летие его рождения, это так как мы бы подчёркивали 400 лет Шекспиру или 250 лет Мольеру. Он один из ведущих писателей в мире. Я влюблён в этого писателя, в его литературу, потому что она имеет в себе очень важный элемент еврейского народа.

На сцене режиссёр сам в образе Тевье-молочника — легендарного персонажа из одноименного цикла рассказов. Бедный еврей мечтает разбогатеть, выгодно выдав дочерей замуж, но безуспешно. Ироничные и трогательные зарисовки из жизни дореволюционной России до сих пор волнуют зрителя. В образе Тевье-молочника на фестивальную сцену вышел и актёр Яков Явно, который специально прилетел из Нью-Йорка, где уже не один год исполняет эту роль в бродвейском мюзикле «Скрипач на крыше».

Яков Явно,заслуженный артист России:
Я был первый, кто сыграл на языке идиш в Москве «Скрипач на крыше». И после этого по приглашению Ванессы Редгрейв я оказался в Нью-Йорке, и теперь я живу там. И, конечно, для меня очень важно, что сегодня, когда я исполняю «If I Were a Rich Man», я это делаю в стиле рэп. Потому что для меня очень важно привлечь более молодое поколение и людей не только еврейской национальности. Потому что это общечеловеческая история.
Ирина Горюнова,художественный руководитель фестиваля:
Присутствуют здесь представители не только России, Израиля, Америки, Молдовы, Украины. Фестиваль планируется стать ежегодным, мы надеемся на это.

О своих героях, таких живых и настоящих, Шолом Алейхем писал на идише. Благодаря ему язык вошёл в мировую литературу. А персонажей любят во всех уголках земного шара.