Детективы признаются низким жанром. Пожалуй, исключение составляют искусствоведческие детективы, родоначальником которых принято считать Умберто Эко. Сочинения медиевиста не так популярны, как опусы его эпигона Переса- Реверте. И эпигона Реверте – Дэна Брауна.

Их сюжет в общем-то схож. Интрига в том, что некое произведение искусства – тщательно зашифрованный ключ к тайне. Над разгадкой бьется искусствовед, вроде того, которого Том Хэнкс играет в «Коде Да Винчи» Дэна Брауна. Лишь к середине фильма он догадывается прочесть записи в отражении зеркала — то, что у нас замет любой пятиклассник.

Надо сказать, что настоящим искусствоведам приходится сложнее. Они не раскрывают всемирные заговоры, и сокровища им не достаются. Но истории подчас и правда детективные. Неизвестную тайну скрывает картина «Две Венецианские дамы», выставленная сейчас в Эрмитаже. От себя скажу только одно: музей застраховал ее на 50 миллионов евро. Представляете, какие тайны это может скрывать?

«Две венецианские дамы» – одно из самых знаменитых и загадочных произведений Витторе Карпаччо. Английский писатель Джон Рёскин называл работу «прекраснейшей картиной в мире», ее репродукция висела в мастерской Модильяни, затем полотно оказалось в музее Коррера в Венеции. На протяжении веков сюжет вызывал споры у исследователей. Долгое время почтенных дам считали куртизанками. Откровенные декольте и лежащие на полу венецианские цокколи – туфли на очень высокой платформе – были тогда главными аргументами.

ИРИНА АРТЕМЬЕВА,ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа:
«Именно по картинам Карпаччо мы можем хорошо представить жизнь Венеции, какой она была в конце XV — начале XVI века».

В XX веке доброе имя венецианок было восстановлено, когда выяснилось, что это фрагмент большой картины. 1/4 или даже 1/8 ее часть. Архитектор Андреа Вичи приобрел у римского антиквара дощечку с изображением лучников, плывущих в лодках. Спустя годы эта самая дощечка обнаружилась в Лос- Анджелесе, в музее Пола Гетти. Искусствоведов ждал сюрприз.

ИРИНА АРТЕМЬЕВА,ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа:
«На обороте той части доски, которая хранится в музее Гетти в Лос-Анджелесе, там представлена обманка, на которой профилирована стенка шкафчика, и к ней узкой красной лентой прицеплены письма. Вот эти письма тоже дали повод к дальнейшим изысканиям».

Позже исследователь итальянского Ренессанса Патрисия Браун соединила венецианскую часть картины с американской «Охотой в лагуне», той самой дощечкой. В результате стебель цветка нашел свое продолжение, а картина – вторую часть.

МИХАИЛ ПИОТРОВСКИЙ,генеральный директор Государственного Эрмитажа:
«Я очень рад, что мы его получили. Это, на самом деле, очень большая редкость. Бывают великие картины, которые великие, но часто путешествуют. Бывают великие редкие картины. Это великая редкая картина. Это одна из картин, которую можно смотреть часами».

Карпаччо считают мастером эпизода, благодаря живым историям, наполненным деталями. Поэтому фрагмент этой картины выглядит как полноценное произведение. Левая часть доски так и не нашлась. Возможно, она хранится в частных коллекциях, а может и вовсе утрачена. Это значит, что еще не одно поколение искусствоведов будет пытаться разгадать тайну итальянского гения.