В нашем городе приступили к реализации масштабной транспортной реформы. К чему она приведёт? Сможет ли Петербург безболезненно отказаться от коммерческого транспорта? Репортаж Евгении Альтфельд.

8 утра. Остановка маршруток К-4 на площади Александра Невского. Большая очередь, хотя интервал движения короче, чем у поездов в метро. Самый удобный способ добраться до Единого центра документов. И уже к лету К-4 закроют. Как и 200 других маршрутов по Петербургу. Две сотни – эта цифра заставит поволноваться даже тех, кто ездит на своей машине.

Сажусь в маршрутку 690 на Каменноостровском проспекте. И через 20 минут я уже дома, на углу Савушкина и Туристской. После отмены этого маршрута схема меняется. На Каменноостровском проспекте я сажусь на автобус номер 1. Еду до Черной речки. Выхожу. Жду трамвая. Сажусь в трамвай и еду до дома. Время в пути — 50 минут. Разница в 30 минут — критическая для любого человека, многие пассажиры готовы к любому дискомфорту, лишь бы приехать побыстрее. Похожие перемены произойдут в повседневной жизни каждого, кто ездит общественным транспортом.

Маршрутки с их непередаваемым колоритом настолько прочно вошли в жизнь города, что о них складывают песни. А на песни, в свою очередь, снимают пародии. Встреч в маршрутке с июля следующего года не предвидится. С петербургских улиц исчезнут абсолютно все пазики с лихими водителями, которые умеют одной рукой рулить, другой отсчитывать монеты, параллельно разговаривать с родственником по телефону и даже обедать на полном ходу.

На место маленьких коммерческих маршруток придет вместительный транспорт европейского образца. Вот суть транспортной реформы. Город заключает договор только с теми компаниями, которые купят новые автобусы с низким полом. За нарушение расписания и правил движения перевозчиков будут штрафовать. Во всех автобусах будут действовать льготы, скидки, оплата картами. Появятся новые тарифы. По одному билету можно будет ездить с пересадками в течение 90 минут. Горожане сами выберут единый цвет для петербургских автобусов — для красоты, единообразия и лучшей видимости. Будет введена единая система нумерации, чтобы номера автобусов и троллейбусов не дублировались и не вызывали путаницы. Остановки оснастят «умными системами», появятся 600 дополнительных павильонов, ближе к поликлиникам и детским садам.

Звучит идеально. Так почему же столько критики? Вместе с экспертом по транспорту Анатолием Хозяиновым едем в маршрутке, которая доживает последние месяцы. Разговор о грядущей реформе — чреда «за» и «против».

Анатолий Хозяинов,главный редактор портала «Питер-транспорт»:
«Социальный маршрут строго соблюдает ПДД, и культуру облуживания, он плотно подъедет к поребрику, он не будет резко газовать. Но это все сказывается на скорости. Ты на газ нажал, успел на зеленый проскочить. Социальный не успел, стоит на красном, вот уже 30 секунд».

Большие автобусы, которые соблюдают правила, явно безопаснее. Но с карты города пропадут удобные и юркие маршруты, среди которых каждый может найти свой и доехать буквально от дома к дому. Но маршрутную сеть решено укрупнить — объясняли чиновники на общественных слушаниях, которые проходят в каждом районе.

Такое важное обсуждение, а пришло 10 человек. Вечером этот зал был бы переполнен, но всех районах города слушания проходили в разгар рабочего дня, словно нарочно. Ведь  возражений действительно много.

Ольга Скворцова,житель Купчино:
«Меня беспокоит 54 автобус. Если мне надо доехать до Московского вокзала, я села в 54 –й и доехала спокойно с сумками. На метро, выйти, подняться, переходы. И до метро 15 мин. Всяко на 54-м автобусе намного более удобно».

В таком мегаполисе, как Петербург, маршруты без пересадок для каждого невозможны. А с четким расписанием пересадка будет быстрой. Но это в теории. Самый пунктуальный водитель бессилен против пробок. В городе всего 50 километров выделенных полос, необходимо в 5 раз больше. Да и габариты нового транспорта – минимальная вместимость 50 человек – осложняют маневры.

Алексей Палин,эксперт Общественной палаты Санкт-Петербурга:
«Социальный автобус, или гармошка, ему нужно повернуть, развернуться. Представляете, какой это радиус? Мы обрубаем огромную часть города, по которой социальный транспорт большого размера просто проехать не может. Грузинская улица. У нас было выездное совещание, мы наблюдали, что автобус туда влезть не может».

Реформа — не задумка петербургских властей, а приведение городской транспортной схемы в соответствие с федеральным законом. И это – не уникальный опыт, по подобной схеме уже давно ездит общественный транспорт в европейских городах. До начала реализации транспортной реформы улицах Петербурга остается 270 дней. За это время предстоит сложить транспортно-логистический паззл. Что может оказаться неподъемной задачей. Или подъемной, но ценой потери времени, сил и нервов пассажиров. Для справки, федеральный закон вышел 4 года назад, он давал регионам целых 5 лет на подготовку транспортной реформы. В Москве она прошла уже давно.