Юрий Зинчук,ведущий:

«Ну, и начинаем мы, конечно, с главной новости, которая взволновала весь Петербург. И не только Петербург. Но и Москву. Пришла даже реакция Министерства культуры по этому поводу. Но тут надо отметить одну особенность. Наше петербургское музейное сообщество – всегда очень интеллигентное, всегда очень дипломатично и сдержанно реагирующее на различные проблемы, с которыми им приходится сталкиваться, – на этот раз не выдержало. Видимо, всё. Уже держаться нет никаких сил.

Дело в том, что во вторник, 24 сентября, директор Государственного музея заповедника «Царское село» Ольга Таратынова выступала на коллегии Министерства культуры. И где высказала тревогу за будущее музея. За будущее Екатерининского дворца. За будущее Янтарной комнаты. Янтарная комната сейчас буквально зажата в тисках китайской шкатулки китайской туриндустрии. Музей буквально захлёбывается под натиском и потоком туристов из Китая. Вот типичная картинка, которую можно наблюдать на протяжении всего туристического сезона у стен екатерининского дворца. И движение этих групп никем и ничем не регламентируется. Вот, например, в Лувре. Там иностранный турист, в случае ажиотажного спроса на ту или иную выставку, может купить билет только в чётко обозначенное время и дату. Например. 24 число. Вторник с 14 до 16. Так сейчас продают билеты на готовящуюся к открытию выставку Леонардо да Винчи. А у нас – один из величайших мировых шедевров – Янтарная комната, площадь 100 квадратных метров, расположенная в узкой анфиладе. И через неё проходят сотни тысяч китайских туристов. Переход в метро не выдержит таких нагрузок долго без ремонта. А тут – янтарь – очень нежный и мягкий камень. Да, в Китае он почитается почти как волшебный. Но китайцев полтора миллиарда. А Янтарная комната – одна. А потоки туристов из Китая не уменьшаются, а увеличиваются от сезона к сезону. В самом Китае идёт масштабная рекламная кампания, призывающая ехать в Петербург. Вот пример одного из типичных роликов, которые крутят по всем китайских телеканалам. И при этом, надо заметить, что у китайской туриндустрии – огромной, масштабной, с миллиардными в долларах оборотами, есть масса уловок и хитростей, которые позволяют организовывать параллельные и непрозрачные схемы финансирования. Через приложения мобильных телефонов, через мессенджеры и интернет. И это проблема не только Царского села. Это проблема и Эрмитажа. И Петергофа. И Ораниенбаума. И многих других музеев Петербурга. И, по сути, крик о помощи, который на этой неделе мы услышали от руководства Царского села – должен стать началом. Началом масштабного, комплексного и структурного обновления всей системы туристической отрасли Петербурга. Иначе, нам скоро будет проще, быстрее и комфортнее доехать до Китая и осмотреть достопримечательности Шанхая или Пекина, чем петербуржцу сходить в Эрмитаж или Екатерининский дворец».