Кронштадт должен стать самым большим островом-музеем в мире, посвященным истории ВМФ. Гости смогут погрузиться в атмосферу места и времени.

Пространство разделят на музейную, образовательную и туристическую зоны. На острове появится и крупнейший в России океанариум и дайвинг-центр. Но, конечно, основными площадками станут исторические форты. Один из них, «Александр Первый», на этой неделе посетил легенда форта «Боярд», тот самый Паспарту.

Как французский актёр и телеведущий Андрэ Буше оценил легендарное укрепление Кронштадта, расскажет корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Дмитрий Копытов.

ДМИТРИЙ КОПЫТОВ,корреспондент:
«Ну чем не знаменитый форт Боярд? Внешнее сходство очевидно. Хотя это Финский залив, форт называется «Император Александр Первый», также известен он под названием «Чумной». Два этих сооружения можно спутать уже сейчас, а то ли ещё будет. В ближайшие годы здесь развернут туристический кластер. Организаторы обещают: шоу и зрелища будут не хуже, чем в Бискайском заливе».

В этом величественном и таинственном форте в 20 минутах езды от острова Котлин знаменитый Паспарту — гость. К российскому близнецу Боярда актёра везут на лодке. Так обычно доставляют гостей известного телешоу. Андре Буше довольно ловко поднимается по лестнице на берег. Опыт. Поклонников приветствует фирменным жестом.

В отличие от Бискайского, на Финском заливе он впервые. Приехал с женой Патрицией. С погодой повезло. Несколько минут позируют перед камерами, и — вперёд! Штурмовать доселе неизвестную крепость.

Ключи от форта Боярд Паспарту получил ещё в начале 90-х, когда поучаствовал в кастинге и победил. Сейчас шутит:

АНДРЕ БУШЕ,актёр, телеведущий (Франция):
«Я уже 30 лет как работаю на «Форте Боярд». Я начал ещё совсем маленьким».

— Супер! Я сюда перееду. Завтра же.

Уйти отсюда невозможно без впечатлений. Тайн у Чумного не меньше, чем у близнеца из Пятой Республики. Почти за 200 лет здесь будто ничего не изменилось. Лестницы и бойницы в паутине. Искусственной или настоящей — загадка.

В полноценных военных действиях он не участвовал. В конце XIX века форт «Император Александр Первый» исключён из состава оборонительных сооружений. «Чумным» его начали называть после размещения здесь особой лаборатории, где создавали вакцину от этой болезни. После революции форт вновь стал военным. В последние годы сюда всё чаще приезжают любители экзотики. Вдохнуть в это место новую жизнь хотят энтузиасты. Выполнимыми планы кажутся не всем.

ЕВГЕНИЙ САЛТЫКОВ,пресс-секретарь АНО «Остров фортов»:
«Мы планируем сюда пустить и канатную дорогу, именно на «Александр Первый». Форт получит собственное сообщение с берегом. После реставрации планируется открыть такой вот театр иммерсивных спектаклей, где каждый посетитель станет по сути участником представления. Что такое театр иммерсивных спектаклей — Это тоже такой вот «Форд Боярд».

В 70-е годы многие французы тоже не верили, что у их форта Боярд есть будущее. Оборонительное сооружение медленно и верно превращалось в руины. Его состояние можно увидеть в фильме «Искатели приключений» с Аленом Делоном — ничем не лучше «Чумного» в наши дни.

Однако, за несколько лет инвесторы сделали из старого и никому не нужного сооружения суперсовременную съёмочную площадку, куда и сегодня мечтают попасть многие. Журналисту Алексею Михалёву повезло. Судьбу в Форте Боярд он испытывал трижды. Проходил нелёгкие испытания. Даже футболка со знаменитым логотипом сохранилась.

Планы включить форты Кронштадта в новый туристический кластер участнику всемирно известного телешоу не кажутся такими уж несбыточными. Идея витала ещё лет 15-20 тому назад. Но, видимо, не хватило энтузиазма.

АЛЕКСЕЙ МИХАЛЁВ,журналист:
«Александр Розенбаум, который с нами как-то один раз играл, эту аналогию сразу поймал. Говорит: «Как же так?! А наши форты! Почему мы это дело не задействуем? Я сейчас вернусь, начнём». Многие об этом говорили, но так ничем это дело и не закончилось. Тот-то стоит вообще в глуши. Там от Парижа четыре часа пилить на поезде. Бискайский залив — это глухомань. Посёлок, где живут команды, это посёлок, где отдыхают бабушки французские. А здесь вот, пожалуйста, Петербург на расстоянии протянутой руки. Что мешает-то?!»

Ответы, похоже, уже начали искать. Так что Паспарту, возможно, и не шутил, заявляя, что скоро сюда переедет. Тем более, даже на картине Айвазовского в Чумном форте он неожиданно узнал родной Боярд.

— Это мой второй дом.